МБОУ СОШ с.Рощинский
Урок литературы
в 11 классе
Образ матери в творчестве
А.Т. Твардовского
Разработала и провела
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ
с. Рощинский
Голякова С.А.
2009 год
Цель урока : знакомство учащихся с лирическим циклом «Памяти матери», формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), воспитание уважительного отношения к женщине-матери, эстетического вкуса учащихся.
Оборудование и материалы к уроку: компьютер, медиапроектор, экран, презентация по теме урока, карточки-задания, таблички с условными надписями «комментатор», «ассистент» и др.
Подготовка к уроку:
Раздаются задания исследовательским группам, проводятся групповые и индивидуальные консультации, предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.
Класс распределяется на четыре исследовательские группы. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждого в группе своя роль, которая указана в табличке. Учитель «координирует» действия учащихся, «ассистенты» помогают ему, выступая с сообщениями, «эксперты» анализируют языковой материал, который «комментируют» «комментаторы». «Мемуаристы» и «чтецы» знакомят слушателей с авторским текстом и его воспоминаниями.
Ход урока:
Эпиграф: Женщина – великое слово.
В нём чистота девушки,
самоотверженность подруги,
подвиг матери.
Н.А.Некрасов.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу - света и тепла.
И сказок в трепетную память,
И песен матери родной…
А.Т.Твардовский.
1. Вступительное слово учителя. Образ матери в русском и мировом искусстве.
/На фоне звучащей музыки Шуберта «Аве Мария»/.
Женская красота волновала человечество на протяжении всей истории своего существования. Главными и неизменными составляющими её являлись идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.
Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию образа совершенного человека. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших произведений стала «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. (Слайд №1 – репродукция картины.)
Величайшее создание мирового искусства – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд №2 – репродукция картины.)
Русское средневековое искусство связано с культом Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. К подлинным шедеврам древнерусской живописи относятся «Владимирская Богоматерь» и «Богоматерь Донская», являющиеся выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. (Слайд №3,4 – иконы.)
Образ Богоматери проходит сквозь века. Так, в конце XIX века В.М. Васнецов создаёт величайшее произведение иконописи – «Богоматерь с младенцем». (Слайд №5 – икона).
В искусстве XX века по-новому зазвучала тема женщины-матери. «Петроградской мадонной» называли героиню картины Петрова-Водкина, написанной в 1920 году. (Слайд №6) . Идёт война, но лицо кормящей женщины спокойно. Весь её облик преисполнен надежды, веры в жизнь.
Вернёмся снова в XIX век. Талантливый русский художник А.Г.Венецианов создаёт портреты крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. У живописца складывается своё представление об идеале женской красоты. (Слайд №7 – «На пашне. Весна».)
Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. А в стороне от пашни сидит ребёнок, на которого с любовью смотрит мать.
В центре картины «На жатве. Лето» (Слайд №8 – репродукция картины.) Женщина-жница с ребёнком на руках. Она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Вспоминаются строки известного стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» /Чтение стихотворения учителем/
2. Актуализация цели. Запись темы. Эпиграф урока .
Учитель . Через семьдесят с лишним лет другой поэт словно продолжит мысли Некрасова в своём стихотворении «Песня»:
В знойном поле сиротливо
День ты кланяешься, мать.
Нужно всю по горстке ниву
По былинке перебрать.
Бабья песня. Бабье дело.
Тяжелеет серп в руке.
И ребёнка плач несмелый
Еле слышен вдалеке.
Ты присела, молодая,
Под горячею копной.
Ты забылась, напевая
Эту песню надо мной…
Не случайно имена этих двух поэтов звучат рядом. Некрасов был для Твардовского не только первым писателем, с которого началось знакомство с миром литературы, но и человеком, вдохновлявшим на творчество. Оставаясь, как и Некрасов, крестьянским поэтом, Твардовский продолжил его традиции. И в первую очередь это касается темы нелёгкой женской судьбы.
Наш сегодняшний разговор мы посвятим матери поэта. Запишите тему. Эпиграфом урока станут слова Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского.
(Слайд №10)
Цель нашего урока: познакомившись с лирическим циклом «Памяти матери», рассмотреть, как в творчестве А.Т.Твардовского развивается тема матери, увидеть, как этот образ вписывается в контекст мировой художественной культуры.
Чтобы достичь поставленной цели, мы выбрали необычную форму урока – деловую игру. Класс разделён на четыре исследовательские группы. У каждой группы на столе табличка с названием стихотворения, которое вы готовили для анализа. Карточки-поисковые листы помогут вам в этом. У каждого в группе своя роль. Руководить всем и направлять вашу работу будет координатор – учитель.
3.Лирический цикл «Памяти матери ».
Координатор. Привязанность Твардовского к матери была необычайная. Не от неё ли унаследовал он отзывчивость, сострадание любой человеческой беде, ответственность и обязательность во всех делах? Светлой искренней любовью, нежной привязанностью исполнены его стихотворения, посвящённые матери. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно прост.
Какой же была эта женщина? Об этом мы узнаем, познакомившись с первым из стихотворений цикла.
Анализ стихотворения «Прощаемся мы с матерями». (Первая группа).
(Слайд №11)
Ассистент . Жила в деревне Митьково Смоленской губернии многодетная семья оскудевшего дворянина, или как говорили в то время однодворца Митрофана Яковлевича Плескачевского. Была у них обычная крестьянская изба. Детей в семье – девять человек: два сына и семь дочерей. Земли у Плескачевских было 20 десятин, обрабатывали её сами. (Слайд №12)
К одной из сестёр, Марии, девушке высокой, красивой, и посватался молодой кузнец Трифон Гордеевич Твардовский.
В доме мужа молодую невестку встретили прохладно – свекровь давно приглядела сыну «партию» в своей деревне, да и золовкам новая родственница не по нраву пришлась. И молодая семья вскоре переезжает в соседнюю деревню. Трифон Гордеевич решается на рискованное предприятие – берёт в аренду 30 десятин земли. Целыми днями пропадают супруги в поле: семерых детей кормить нужно. С родителями мужа отношения налаживаются, да и сами старики переезжают вскоре к сыну в Загорье.
Осенью 1916 года мобилизовали на первую империалистическую войну отца маленького Шуры. С его уходом на фронт все заботы по хозяйству пришлось взять на себя матери. Неожиданно для окружающих в этой поэтической натуре вдруг обнаружились и другие качества. Оказалось, что умеет она не только обед варить, прясть, стирать да рукавички вязать, а и дров нарубить и с другими делами управиться.
А потом жизнь закружила Александра: гимназия, Смоленск, Москва… Но чем бы не занимался сын, где бы не находился, мать всегда была в его сердце. (Слайд №13)
Мемуарист. «Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то ещё долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: берёзки, жёлтый песочек, мама…»
Координатор . К детству он так и не охладеет. Загорье было с ним, было в нём и вылилось, как выплеснулось, в стихотворении, написанном на одном дыхании, выраженном одной, но вбирающей в себя так много фразой: (Слайд №14.)
И первый шум листвы ещё неполной,
И след зелёный по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают.
Вот оно – «берёзки, жёлтый песочек, мама…» и строки ей, маме.
Ассистент . В 1965 году он проводил её в последний путь. Она умерла на семьдесят восьмом году своей нелёгкой, но полной жизни. Именно тогда был создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Это тетраптих. (Слайд №15-16.)
Первое стихотворение могло бы быть посвящено великому
множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя
устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Итак, прощание начинается…
Чтец. Стихотворение «Прощаемся мы с матерями». (Слайд №17.)
Координатор . Какие художественные детали создают образ матери?
Комментатор . Нелёгкая судьба любящей матери показана в этом произведении. Прощания, расставания, ожидания новой встречи…
(Слайд №18.)
Эксперт. С нежностью и любовью поэт воссоздаёт детали, создающие образ матери. «Платочки, носочки», бережно укладываемые её «добрыми руками» в котомку сына ещё в юности. Им противопоставляется другой ряд ключевых слов: «родной порог», у которого мы прощаемся с матерями, «карточки», «телеграммы», присылаемые невестками и внуками только по «почте», когда сыновья становятся зрелыми. Эти детали говорят не только об отдалении детей от матерей, но и пробуждают в нас чувство вины и ответственности перед ними.
Координатор . Какой вам представляется мать поэта?
Доброй, нежной, ласковой, заботливой, терпеливой, как и все мамы… Именно такой была Мария Митрофановна Твардовская. Это была женщина не без сентиментальности: могла неожиданно растрогаться от услышанной вдалеке песни, до слёз умилялась звукам пастушьего рожка, восторгалась запахом молодого сена. Не только родные дети, но и многие близкие тепло отзываются об этой милой и доброй женщине.
Мемуарист. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Трифонович в «Автобиографии».
Координатор. Только ли о своей матери говорит поэт в этом стихотворении?
Комментатор. Произведение приобретает обобщающий смысл. Мы видим и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и лирический рассказ истории жизней многих матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей
Координатор. В начале лирического цикла, таким образом, намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.
4.Анализ стихотворения «В краю, куда их вывезли гуртом...» (Вторая группа.)
(Слайд №19.)
Координатор. Второе стихотворение цикла позволяет нам обратиться непосредственно к образу Марии Митрофановны Твардовской, матери поэта, и рассмотреть её судьбу в контексте истории.
Ассистент. Когда началась коллективизация, пострадала в числе прочих и семья Твардовских. На шесть месяцев поэта исключают из ассоциации пролетарских писателей якобы за то, что он не ведёт общественной работы. В 1931 году родители и братья были раскулачены и сосланы. Писатель очень тяжело переживает это событие, но продолжает работать: пишет очерки, повести, стихи.
На фоне коллективного труда потомков личная память кажется не столь уж значительной. Но для Твардовского она важнее громких, разоблачительных кампаний, новых государственных лозунгов. У него есть своя картина былого.
Чтец. Стихотворение «В краю, куда их вывезли гуртом…» (Слайд №20.)
Координатор. Речь в этом стихотворении идёт о родных поэту людях, чья судьба – лишь скромная статистическая единица эпохи «великого перелома».
Какие приметы времени мы находим в стихотворении?
Эксперт . Бросается в глаза безличная характеристика: «вывезли гуртом». Также неопределённо в воспоминаниях место ссылки: север, тайга. Поражает сдержанность и скупость, с которой поэт говорит о перенесённых тяготах: « всего там было».
Координатор. Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания?
Комментатор. Тяжела каторжная жизнь, но ещё тяжелее мысль о смерти на чужбине, о «немилом кладбище» среди тайги. Думы матери просты: человека можно «вывезти», «запереть», но нельзя «раскулачить» душу, заставить его примириться с утратой родного дома.
Координатор. От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения?
Эксперт. В стихотворении слышатся два голоса. Всё отчётливее сквозь авторские интонации проступает речь матери. «Уж больно было…», «ни даже тебе», «так-сяк». Эти сдержанные жалобы связаны с представлениями крестьянина о смерти, требующей уважительного отношения. Угнетает героиню и противоестественная близость жилья и кладбища, отсутствие деревца на погосте. Именно поэтому в материнских снах место её последнего успокоения – «взгорок тот в родимой стороне / С крестами под берёзами кудрявыми». (Слайд № 21.)
Координатор. Таким образом, во втором стихотворении тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери. В финале стихотворения выступают тема самого последнего прощания - похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать - «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и скорбный лирический комментарий сына.
Концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему - к картине последнего прощания.
5.Анализ стихотворения «Как не спеша садовники орудуют…» (Третья группа.)
(Слайд №22..)
Чтец. Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют» (Слайд №23.)
Координатор. Третье стихотворение - описание похорон. На примере этого произведения рассмотрим особенности композиции.
Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие изобразительные средства лежат в основе этого деления? (Слайд №24.)
Эксперт . Стихотворение делится на три четко обособленные части - из 8, 12 и 4 строк. Части разделены многоточиями, что оттеняет их относительную самостоятельность. Каждая часть в свою очередь разделяется на строфы - четверостишия, с перекрестной рифмовкой, и каждое четверостишие также отвечает законченному элементу события, чувства, мысли; внутри строф наблюдается дальнейшее столь же четкое подразделение. Но эти ясно разграниченные подразделения объединены единой господствующей интонацией, поэтической мыслью.
Первые восемь строк - о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем - сразу резкий контраст второй части стихотворения:
Но как могильщики - рывком -
Давай, давай без передышки, -
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все - ещё короче.
Координатор. Перечитаем первую часть. Кажется, что эти строчки никакого отношения к похоронам матери и ее памяти не имеют. Описание идет с дотошной подробностью. Это как замедленная киносъемка. Мы движемся вместе с самим садовником. Причем начинается движение где-то с середины, когда яма для посадки яблони уже выкопана. И рассказ идет с середины, как продолжение и оценка, показана только заключительная часть.
Деловитая достоверность доведена до специфической для Твардовского предельной конкретности. Какие детали делают изображение конкретным? (Слайд №25.)
Эксперт . Изображен ряд деталей, зримых, ощутимых, - яма, дерево, его корни, грунт, его «горсточка», яблоня, приствольный круг, лопата, грабли. Конкретные детали у Твардовского становятся психологическими. Об этом говорит слово «не спеша».И ряд жестов, поступков собирательного лица - «садовников», и предметное описание начинаются с него. Косвенно, через сравнения, включены образы деятельности других людей, которые в отличие от садовников спешат, «сваливают грудой», и, наоборот, тех людей, которые любовно «кормят из рук...».
Невольно возникают ассоциации с образами других стихотворений самого поэта и данного цикла, образами матери-крестьянки и крестьянского сына, хорошо знающего и как закапывают корни яблонь, и как кормят птиц из рук. Координатор. Какие образы-ассоциации противопоставляются?
«Памяти матери» - лирический цикл А. Т. Твардовского
Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью.
Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом - матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.
Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока - Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога…
Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.
Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина - это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать - не просто красивая метафора - это та основа, на которой держится жизнь. Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них.
В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом, Всего там было - холода и голода.
Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать,-
Уж очень было кладбище немилое.
Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время.
Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…
Отжитое - пережито,
с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.
Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.
И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо - Мне всякий раз тебя напоминают…
Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.
Центральной темой стихотворного цикла является сыновья скорбь об ушедшей из жизни матери, самого дорогого человека, а также осознание собственной вины перед родителями, которым при жизни не уделяется должное внимание со стороны детей.
Композиционная структура цикла «Памяти матери» состоит из четырех отдельных стихотворений, представляющих собой определенный период жизненной судьбы матери. Первое стихотворение изображает сцену прощания лирического героя, решившего начать самостоятельную жизнь, с родным домом и близкими людьми. Во второй части цикла повествуется о жизни матери, сосланной в сибирскую тайгу как члена раскулаченного семейства. Третье стихотворение посвящено похоронам мамы лирического героя, а содержание последнего стихотворения возвращает поэта в его детство, в котором молодая мать окружает любовью и заботой своих детей.
Структурная система представляет собой форму катренов в сочетании с перекрестной рифмовкой, при этом в качестве стихотворного размера поэт использует амфибрахий, позволяющий передать яркую эмоциональную окраску стихотворениям в виде грусти, тоски и душевных переживаний.
Стихотворения цикла характеризуются своеобразными особенностями, представленными разнообразными средствами художественной выразительности, применяемыми в произведении. Среди художественных приемов выделяются развернутые метафоры, точные сравнения, сочные эпитеты, а также используются гипербола и перифразы, усиливающие поэтическую восприимчивость искреннего сыновьего признания в любви к матери. Кроме того, в третьем стихотворении автор применяет прием контрастного изображения, противопоставляя в образе работающего садовника, олицетворяющего обобщенный жизненный образ, труд могильщика, символизирующего образ смерти.
Отличительной особенностью произведения «Памяти матери» является его стилистическая структура, в которой сочетается многоголосие выразительных стилей в форме протяжного, напевного говора, характерного для жителей среднерусской полосы, а также обычного, но при этом быстрого, повествования. Благодаря данному приему произведение воспринимается в качестве эпического сочинения, в котором личная судьба героя воплощается в народной судьбе.
Финальная часть поэтического цикла подчеркивается эпиграфом, взятым автором из текста народных песен, выражая пронзительную атмосферу душевного состояния лирического героя.
Анализ стихотворения Памяти матери по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения День Брюсова
Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.
- Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека
Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки
- Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета
Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники
- Анализ стихотворения Ива Фета
Творческую жизнь Фета можно поделить на 2 периода. Сначала его произведения были милыми и прекрасными. Потом поэзия Фета стала грустной и меланхоличной. Причиной его грусти стала смерть Марии Лазич.
Мотивы памяти и вины в позднем творчестве А. Твардовского звучат постоянно. Ho вызывают их на склоне лет отнюдь не исключительно воспоминания о войне. Существенно усиливается теперь и переживание-постижение драматических коллизий собственной молодости, что особенно заметно в цикле «Памяти матери» и поэме «По праву памяти».
Непосредственным поводом для появления первого стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Однако можно сказать и так, что к созданию четырех стихотворений («Прощаемся мы с матерями...», «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Как не спеша садовники орудуют...», «Ты откуда эту песню...»), составивших цикл, готовила автора вся его творческая и человеческая судьба. Как мы знаем, Твардовский рано расстался с «малой» родиной, со своей семьей и сделал это во многом принципиально. Ho, отрываясь от корней и отдавая душу новой, социалистической, религии, молодой человек не мог тогда даже предположить, что духовное раскрепощение окажется мнимым, что «самая передовая» идеология закабалит, свяжет его покрепче дедовского Домостроя.
Решительно оставив отчий дом, он нисколько не разрешил внутренних противоречий. В 1929 году, повинуясь еще не партийной дисциплине, раздражаясь исключительно на свою, как ему казалось в ту пору, крестьянскую косность, юный стихотворец записывал в дневнике страшные самозаклинания-самоотречения: «Я должен поехать на родину, в Загорье, чтобы рассчитаться с ним навсегда. Я борюсь с природой, делая это сознательно, как необходимое дело в плане моего самоусовершенствования. Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то долго мне будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: березки, желтый песочек, мама и т. д.».
Мама в этом перечне - преграда из самых высоких, труднопреодолимых. В раннем творчестве это едва ли не главный источник и объект чрезвычайно редкой тогда лирики. Достаточно отметить, что в 1927-1928 годах Твардовский опубликовал в смоленских газетах три стихотворения с одинаковым посвящением - «Матери». И как ни старался он чуть позже избавиться от первоначальных воспоминаний, они все настойчивей тревожили его, несмотря на то (или как раз наоборот - потому), что к тому времени сниться стало «больше нечему»: Загорье опустело, никогда не знавшую хотя бы относительного достатка многодетную семью Твардовских раскулачили и вместе с тысячами обездоленных и униженных вывезли в холодный и голодный таежный край.
На протяжении 1930-х годов поэт постоянно испытывал болезненную раздвоенность сознания и пытался от нее избавиться, делая наброски то «Автобиографии», то стихотворного цикла «Семья». Однако, по лермонтовскому выражению, «отделаться стихами» от внутренних столкновений ничего не получалось. Автор «Сельской хроники» заглушал их мажорными картинами коллективизации, загонял глубоко внутрь, но оттуда сдавленный лирический мотив нет-нет и вырывался пронзительной концовкой «Братьев»:
Лет семнадцать тому назад
Мы друг друга любили и знали.
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?..
новым стихотворением о матери:
И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
Мне всякий раз тебя напоминает -
или каким-нибудь другим нечаянным образом.
Такова предыстория цикла «Памяти матери». Поэтому можно заключить, что изначально заявленный в нем мотив общечеловеческой вины, связанный с почти неизбежным в новых социальных условиях разлучением самых близких людей («Прощаемся мы с матерями // Задолго до крайнего срока - // Еще в нашей юности ранней, // Еще у родного порога...»), умножается и углубляется у Твардовского виной личной, обостряемой памятью о страданиях его родной семьи.
Надо отметить, что в собственную частную жизнь писатель всегда пускал читателей крайне неохотно, представляя ее с неизменной щепетильностью, суровым отбором. И в этом - не только особенность Твардовского как человека, но и проявление его коренных художественных принципов, складывавшихся в том числе под влиянием Бунина-поэта, который, по свидетельству Г. Кузнецовой, говорил, «что никогда не мог писать о любви - по сдержанности и стыдливости натуры и по сознанию несоответствия своего и чужого чувства». То же целомудрие свойственно и автору цикла «Памяти матери». Драматизм материнской судьбы и горечь личной утраты не обнажены в нем прямым эмоциональным словом - напряжение и боль проявляются скорее в деталях, а также - в интонации.
Во всех четырех стихотворениях, а значит и в целом, она тягостная, одновременно и резкая и протяженная, что достигается довольно неожиданными переходами от стихов многосложных к укороченным, от окончаний дактилических к мужским и женским - и наоборот.
Приглушенная исповедальность, которая преобладает в цикле, оборачивается несомненными художественными обретениями и преимуществами. При неиссякаемой жажде цельности Твардовский, имевший репутацию писателя чуть ли не по-детски ясного, был почти всегда «полон сдавленной тревоги». А. Ахматова якобы когда-то сказала: «Твардовский - хороший поэт, но без тайны». Однако тайна - вина перед родными, павшими, своим народом - как раз существовала, именно ею тайно болел, ее носил он в душе всю жизнь. И даже заклиная: «Все есть слова - для каждой сути...», - нечто оставлял в своем творчестве недосказанным.
Подспудным драматизмом, поскольку даны не взаимодополняемо, а конфликтно, обладают в цикле «Памяти матери» и кардинальные для творческого сознания А. Твардовского образы-символы - дома и дороги.
Важны, помимо прочего, и связи между частями - они не буквальны, возникают в области подтекстов, и тем не менее достаточно прочны, многозначны.
В поздней поэзии А. Твардовского специально выделяемые и спонтанно возникающие циклы складываются в более крупное целое - стихотворную книгу под скромным заголовком «Из лирики этих лет». Его центр, его контрапункт - четыре стихотворения «памяти матери». Здесь сходятся все основные социальные и «вечные» мотивы книги.
Подводя в своей лирической книге жизненные итоги, поэт в меньшей мере, нежели бывало раньше (например, в первых главах «За далью - даль»), спорит с самим собой. He склонен он здесь и сводить счеты с кем бы то ни было. Прямые виновники материнской ли, собственной ли драмы не названы - вину в значительной степени автор принимает на себя. И хотя Твардовский избегает покаяния открытого, а его личная судьба по обыкновению таинственно мерцает за строкой, такая всегдашняя сдержанность сообщает поэтическому высказыванию в лучших творениях книги «Из лирики этих лет» дополнительную эстетическую энергию.
В 1965 году А. Т. Твардовским был написан цикл замечательных стихотворений. Этот цикл имеет название «Памяти матери». Причиной появления таких стихов послужило трагическое событие в жизни поэта. У него умерла мать, которую он очень любил и восхищался ею всю свою жизнь. Всего в цикле содержится четыре стихотворения, объединенные одной общей темой. В основе лежит история жизни его матери. Первые три стихотворения достаточно небольшие по своем размеру, последнее можно считать сравнительно длинным. Рассмотрим анализ стихотворения «Памяти матери».
Хотя в данном случае рассматривать придется не одно стихотворение, а целых четыре. Тема этого цикла становится родной для многих. Она посвящена разлуке с матерями. Волей неволей нам приходится расставаться со своими родителями. Причиной этому трагическому событию может быть не только смерть наших родственников. Порой мы сами осознано уезжаем в далекие края. И общаемся с нашими матерями только посредством переписки или по телефону. Самое первое стихотворение задает тон всему циклу. Оно посвящено именно этому самому удаленному общению со своими родителями. Они не знают, что происходит с их детьми и должны довольствоваться только тем, что им напишут.
Довольно печальная тема, которая проходит через все стихотворения. Анализ стихотворения «Памяти матери» дает нам понять, как не должны поступать любящие дети. Эти стихотворения заставляют читателя прислушаться и даже переосмыслить всю свою жизнь. Рассмотрим второе стихотворение из цикла. Основой ему послужили реальные события, которые произошли в семье поэта. Но так или иначе основной темой также является тема разлуки. Тут также описывается человеческая трагедия, в которой человеку пришлось уехать в чужие, неуютные края и навсегда расстаться с любимыми родными местами. Тема разлуки звучит и в третьем стихотворении.
Герою также приходится прощаться. Причем ему настолько неприятен этот факт, что он сам хочет ускорить этот процесс. Чтобы уменьшить свои страдания. Многим это желание может даже показаться постыдным. В последнем стихотворении отражена тема замужества. Дочь выходит замуж, переезжает жить к мужу и также вынуждена проститься со своей матерью. Цикл стихотворений получился достаточно печальным, но и очень интересным. Он заставляет задуматься все человечество над вечной проблемой, вечной жизненной ценностью - любви к самому родному и близкому человеку.
.