В данной статье представлена биография и творчество Николая Рубцова - талантливого советского поэта, чья жизнь оборвалась трагически. Наследие Рубцова - это поэзия, прежде всего, о родной земле. Его лирический герой - это человек, очень любящий свою страну и глубоко переживающий вместе с ней все потрясения. Сейчас его поэзию перевели на множество языков, стихи изучаются специалистами, издаются. Творчество поэта изучается в школе. Ниже будут представлены его личная биография, творчество, фото. Николай Рубцов был очень интересным человеком, в чем вы убедитесь после прочтения данной статьи.
Детские годы
Появился на свет будущий поэт в 1936 году, третьего января, на самом Севере Советской России, в селе Емецке. Совсем недалеко располагались Холмогоры, где когда-то родился Михаил Ломоносов. Спустя год, в 1937, семья Рубцовых переехала в городок Няндому южнее Архангельска. Там отец Николая Михаил Андрианович руководил потребительским кооперативом. Но и там семья Рубцовых проживала недолго, перебравшись в 1941 году в Вологду.
В семье было шесть детей, но в годы войны две сестры и мама Николая Александра Михайловна умерли. Отец ушёл на фронт, оставшиеся дети попали в детский дом. Спустя годы станет ясно, что из-за неразберихи с документами он, вернувшись с фронта, не смог найти своих детей. Тогда же отца посчитали пропавшим без вести или убитым, а дети до четырнадцати лет жили в селе Никольском в детском доме. Встретится Николай Рубцов с отцом только в пятидесятых годах.
Окончив семилетнее обучение, Рубцов сменил несколько техникумов, но ни одного не закончил. Служил четыре года на Северном флоте.
Первые строки
Первое стихотворение, как следует из автобиографии поэта, было написано Рубцовым ещё в детском доме. По характеру он был мягок и лиричен, отношения со сверстниками не всегда складывались. Может, именно потому и нашли мысли маленького Николая своё выражения в поэтической форме. После возвращения с флота Николай уезжает в Ленинград и работает на Кировском заводе. Тогда же он начинается активно участвовать в литературной жизни "Северной столицы".
В 1962 году, летом, на машинке была напечатана и размножена первая книга поэта. Называлась она "Волны и скалы". Большую помощь оказал друг Николая - ленинградский поэт и литератор Борис Тайгин.
В том же 1962 году Рубцов заканчивает экстерном среднюю школу и поступает в им. Горького, который находится в Москве. Учится он заочно, а живёт в Вологде.
Публикации, критика современников
В журнале "Октябрь" в 1964 году появляется подборка стихотворений молодого поэта Николая Рубцова. Спустя несколько лет, в 1967 году, выходит первый сборник, напечатанный в Москве, - "Звезда полей". Именно с этого момента можно сказать, что литературная общественность Советского союза узнала новое имя: Николай Рубцов. Личная биография и творчество очень тесно переплетались в стихотворениях молодого лирика. Любовь к России по силе, была сопоставима с любовью к матери. Своей по-есенински жгучей тоской, задушевностью поэт обратил на себя внимание критиков. Особенно он выделялся на фоне поэтов, гремевших тогда с эстрады: Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной.
Признание поэта
При жизни у поэта было опубликовано четыре сборника стихотворений: два в Архангельске и два в Москве. Помимо сборника "Звезда полей" были выпущены "Лирика", "Душа хранит" и "Сосен шум". В 1967 году Николай Рубцов окончательно уезжает в Вологду и поселяется там, лишь изредка наведываясь в Москву или Ленинград.
Личная жизнь
Помимо того, что в 1962 году Рубцов поступает в Литературный институт, он ещё и знакомится с Генриеттой Меньшиковой. Она заведовала клубом в том детском доме, где воспитывался Рубцов в детстве. Иногда Рубцов навещал детский дом и в один из таких приездов познакомился с будущей женой. Свадьбу сыграли спустя год, в 1963 году, но в ЗАГСе не регистрировались. Весной появилась дочка, которую назвали Леной. Жена с дочерью оставались в селе Никольском, Рубцов же продолжал обучение в Москве.
В том же году произошло ещё одно событие: Николай познакомился с молодой поэтессой Людмилой Дербиной, но тогда это знакомство ни к чему не привело. Лишь спустя несколько лет, когда в 1967 году, Людмиле попадает в руки сборник стихотворений Рубцова, она влюбляется - сначала в его поэзию, а потом и в него самого.
Людмила уже была один раз замужем и имела от неудачного брака дочку Ингу. Не смотря на это, Николай Рубцов увез их в Вологду, где в 1971 году они планировали пожениться (на этот раз Рубцов настаивал на официальном браке и регистрации в ЗАГСе). Отношения пары были сложными: Николай пил, иногда неделями. Запои сменялись периодами абсолютного равнодушия к алкоголю. Они то ссорились и расходились, то мирились. На 19 февраля была назначена регистрация в ЗАГСе, чтобы узаконить отношения.
Трагическая гибель
Есть у Рубцова такие слова: "...я умру в Крещенские морозы...". Так вот, они оказались не просто строками стихотворения, но страшным пророчеством. Ровно за месяц до назначенной регистрации в ЗАГСе, по общеизвестной версии, Николай был убит (умышленно или случайно, до сих пор непонятно) у себя на квартире своей невестой Людмилой Дербиной. Причиной смерти стало удушение. Людмила сама вызвала милицию, сама проводила сотрудников на квартиру, где произошла трагедия. По словам женщины, во время ссоры у Рубцова случился инфаркт и он упал в кучу белья, где и задохнулся. Правда это или нет, уже никто никогда не выяснит, но свою вину Людмила не признала. Её осудили на восемь лет, выпустив по амнистии через шесть. Похоронен поэт Николай Рубцов на Пошехонском кладбище в Вологде, собственно, как он и завещал когда-то друзьям. Именно так прервался жизненный путь Николая Рубцова. Но осталась память и наследие в виде поэзии.
Основные мотивы творчества, лирика Рубцова
В лирике Николая Рубцова творчество и биография не только его как личности, но и биография всего многострадального народа России, сплетается в одно целое, создавая целый набор интересных образов, метафор. Например, свои впечатления от посещения Алтая он изложил в стихотворении, которое заканчивается такими строфами: "Молчат цветы, безмолвствуют могилы, и только слышно, как шумит Катунь...". Также есть у него стихотворение, которое называется "Весна на берегу Бии", тоже посвященное Алтаю. Вообще, биография и творчество Николая Рубцова насыщены местами и событиями.
В основе поэтического стиля Рубцова лежит песня - именно русские песенные традиции. Недаром все же на его стихи поют песни и Градский, и Зыков, и многие другие наши певцы.
Среди образов преобладают, конечно, символы религиозные. Сам Рубцов был человек набожный, и дома у него всегда висели иконы. Образ России у поэта - это всегда идеал. Идеал святости, целостности, вечности. Также один из самых частых образов - это природные явления или пейзажи. С помощью природы поэт, как исконно ведется в русской поэзии, показывает внутренний мир лирического героя. Стихотворения на тему России у Рубцова иногда целиком и полностью состоят из переплетающихся между собой образов природного мира.
Отношение "не к физическому" - к душе - у поэта, опять же, очень религиозное. В душе Рубцов видит часть человека, которая способна устанавливать связь с Богом. Лирический герой Рубцова доверяет душе и готов следовать за ней безотлагательно. Есть у поэта такие строчки: "Но я пойду! Я знаю наперед, что счастлив тот, хоть с ног его сбивает, кто все пройдет, когда душа ведет, и выше счастья в жизни не бывает!"
Рубцов - оригинальный поэт, и суть его оригинальности в том, что традиционные мотивы русского народа и его земли он воспел новым языком. Пожалуй, среди поэтов той эпохи можно выделить ещё только одного, кто обладал подобным даром, да и то - он появится значительно позже Рубцова. В восьмидесятых годах двадцатого века появится Александр Башлачев с песнями-исповедями, идущими из уст или всего русского народа, или самого Бога. К сожалению, в восемьдесят восьмом году он покончит жизнь самоубийством. Все же нередко очень трагичны в России судьбы поэтов: трагизмом наполнены и биографии, и творчество. Николай Рубцов, стихи которого полны отчаяния и боли, не стал исключением.
Много строк из наследия поэта стали крылатыми фразами, вошли в обиход, стали использоваться повсеместно. Это неудивительно - в стихах Рубцова живёт, дышит, рождается и умирает весь русский народ, и люди это не могут не чувствовать.
Влияние, наследие
После своего трагического ухода Николай Рубцов оставил очень много рукописей, которые были внимательно собраны, просмотрены, а потом многие - опубликованы. Если считать вместе с теми стихотворными сборниками, что были выпущены еще при жизни поэта, то на сегодняшний день мы получаем вот такой список.
При жизни:
- 1962 - «Волны и скалы».
- 1965 - «Лирика».
- 1967 - «Звезда полей».
- 1969 - «Душа хранит».
- 1970 - «Сосен шум».
И после смерти Николая Рубцова:
- 1977 - «Стихотворения. 1953—1971».
- 1971 - «Зеленые цветы».
- 1973 - «Последний пароход».
- 1974 - «Избранная лирика».
- 1975 - «Подорожники».
- 1977 - «Стихотворения».
Заключение
А. Романов сказал о русском классике, что сама природа земли нашей ждала появления такого поэта, как Николай Рубцов, краткая биография и творчество которого описаны в нашей статье. Есть в его поэзии величавый распев и молитвенная исповедь. Пожалуй не найти лучше слов, чтобы сказать, кто такой Николай Рубцов. Личная жизнь, биография, творчество - всё трагично складывалась у этого человека. Но остались его стихи, которые знают и любят.
Николай Коняев в серии "ЖЗЛ" написал книгу: "Николай Рубцов". Биография и творчество, жизнь поэта в данной книге описаны очень детально и ярко. Много книг посвящено трагической гибели Николая.
Его именем назвали несколько улиц в городах бывшего Советского союза. Памятники поэту открыты в Череповце, Тотьме, Вологде, в Емецке. Ежегодно отечественным литераторам присуждается Всероссийская литературная премия "Звезда полей" имени русского поэта Николая Рубцова.
Зимой 1936 года в небольшом городке Емецк родился будущий советский поэт Николай Рубцов, кроме Николая в семье было еще трое детей. Он рано потерял родителей – в начале войны он узнает о гибели отца, а вскоре умирает и мать – поэтому в шестилетнем возрасте он попадает в детский приют в небольшом поселке Никольское Вологодской области. Судьба сыграла с Рубцовым злую шутку, его отец был жив, однако из-за утери документов во время войны он не смог найти Николая, их встреча состоялась только в 1955 году. В Никольском он оканчивает семь классов и знакомится со своей будущей гражданской супругой Генриеттой Меньшиковой, от которой у него была дочь Елена.
С 16 лет Николаю пришлось путешествовать почти по всему Советскому Союзу, он сменил множество профессий, так он работал в библиотеке в кочегарке, ходил в море на судне Северного флота. В 1950-1962 году поэт учится сначала в Тотемском лесотехническом техникуме, однако там он не доучился и спустя некоторое время становится студентом горно-химического техникума, однако снова учебное заведение он не окончил.
Первые свои стихи Рубцов начинает издавать в 1957 году, в газете публикуется стих «Май пришел», а в 1962 году выходит первые его сборник «Волны и скалы», в 1965 выходит сборник Лирика». В это же время он вступает в объединение литераторов «Нарвская застава». После окончания Литературного института в Москве, Рубцова берут на роботу в газету «Вологодский комсомолец». Несмотря на постоянные публикации его стихов в газете и издательства сборников, признание таланта к Рубцову пришло не сразу. Официальным признанием литературного таланта Рубцова стало выделение ему однокомнатной квартиры в Вологде в 1968 году.
Жизнь молодого поэта трагически оборвалась девятнадцатого января 1971 года. Точные обстоятельства, которые привели к смерти Николая Рубцова, неизвестны, однако после ссоры с Людмилой Дербиной, начинающей поэтессой, которая должна была вскоре стать его женой, Николай был найден мёртвым. Следствие установило, что поэт умер от насильственной асфиксии – удушения руками. Невеста не призналась в убийстве, заявив, что Рубцов умер сам, от инфаркта, однако суд не взял это во внимание и девушку осудили на восемь лет. Считается, что в одном из стихов поэт сам предсказал своё будущее: «Я умру в крещенские морозы…»
Главной темой творчество Рубцова была его «малая родина» - Вологодский край. Все его стихи были пропитаны любовью к русской самобытности края. Несмотря на довольно простую стилистику и тематику его произведений они обладают внутренней глубиной и творческим натурализмом. При жизни Николай успел издать четыре своих сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», посмертно вышло еще четыре его сборника.
Рождённый в Архангельской области в 1936 г. Николай Михайлович Рубцов рос в детском доме. Его отец был отправлен на войну, а мать потеряна в военные годы. Вспоминают, что Рубцов был добродушным ребёнком и показывал большое упорство и стремление в учёбе. Основополагающими факторами, которые легли в творчество поэта, стали воспоминания из детства, связанные с селом Никольским, где он провёл детство. Пробовал обучаться в нескольких техникумах, но ни в одном так и не доучился до конца.
Начиная с 1955 года, Николай Михайлович переезжает в Ленинград. Работал там на различных заводах, а также служил во флоте. Проведённые годы в детском доме, помогают ему с лёгкостью переносить все тяготы службы.
В 1962 году поступает в Литературный институт в Москве. Там же представляет свои стихотворения на конкурс. В эти годы его творчество оценивалось крайне спорно. Некоторые видели в нём откровенную бездарность, другие же пророчили поэту прекрасное будущее.
Судьба Рубцова была похожа на жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Он так же как и Есенин, попадал в различные передряги, заканчивающиеся вторжением милиции. Как вспоминают очевидцы, в большинстве своём он не был виновником всех этих негативных ситуаций, просто каким-то волшебным образом так складывались обстоятельства. Можно сказать, что его преследовал злой рок.
Семейная жизнь тоже была неудачной. Из-за того, что поэт попадал очень часто в нехорошие ситуации и его безденежное положение, всё это вызывало негативную атмосферу в его семье. Тёща видевшая всё положение жизни их семьи, настраивает жену Рубцова с ребёнком против него. Поэт, чтобы не развивать конфликт, просто уходит от них.
Закончив обучение в 1969 году, поэт устраивается на работу в Вологодскую газету.
Смерть поэта была неожиданностью для всех. По некоторым данным предполагается, что он был убит своей возлюбленной в ходе удушения. Совпадение или нет, но многие считают, что Рубцов сам предсказал свою смерть в одном из своих стихов "Я умру в крещенские морозы". Умирает Николай Михайлович Рубцов в январе 1971 года.
Основным источником вдохновения поэта является символ России. Её могущество и величие. Ширина просторов и необычайно красивая природа. В своих стихотворениях он описывает простоту русской души, основываясь на опыте бытия в селе. В основе стихов, стоит тема поиска смысла человеческой жизни. Первый сборник стихотворений выходит в 1965 году. В дальнейшем выпускается ещё три сборника.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
- Юрий Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин родился в Смоленской области, деревне Клушино 09.03.1934 года.
- Иоганнес Брамс
Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки
Многие сайты, посвящённые Николаю Рубцову, очень жёстко модерируются,
даже если там не верховодят русофобы.
Видимо, литературный официоз не давал команд анализировать с пристрастием жизнь Маяковского, Есенина, Высоцкого, но в отношении Николая Рубцова дело обстоит хуже. И Есенина, и Высоцкого задушили. Маяковского застрелили - это может сейчас сказать едва ли не любой следователь, если ему показать фотографию. Есенина пытали, пробили ему лоб.
Рубцову, вероятно, передавили сонную артерию - якобы, хотели "урезонить". Следователи пишут, что Высоцкого связали друзья, и под утро обнаружили его мёртвым.
Многие странные смерти выдающихся людей случались так, что не было свидетелей; но есть целая система, содержащая и мотивы, которые нельзя спрятать, и способы совершения преступлений.
Роль масонов в убийстве Лермонтова и Пушкина не менее явна, чем роль масонов в восстании декабристов. После восстания 1825, организованного самыми тёмными силами, лучшие люди в России попали под репрессии, а Россия погрузилась в бюрократию. Народ, победивший армию Наполеона, был освобождён от крепостничества только в 1861 году; - до того, простых людей продавали, как вещи, как скот.
В интернете существует официальный сайт, посвящённый творчеству Николая Рубцова. Там собираются сплетни, презрительные мнения о великом поэте, -
Http://rubtsov-poetry.ru
В статье
Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/anninsky_o_rubtsove.htm
Известный ещё с советских времён, официальный литературный критик Лев Аннинский с открытым презрением отзывается о Николае Рубцове, как и когда-то - Владимир Новиков, (в журнале - «Столица», 1994, № 33) . Статья В. Новикова называется - «Смердяков русской поэзии (о Н.Рубцове)». Аннинский не ссылается на В. Новикова, и сам представляет жизнь Рубцова так, что он мог разговаривать только с берёзами. Поэта и писателя Виктора Коротаева, Аннинский представляет как знакомого ему писателя, который убеждал Рубцова в том, что нужно иметь шкаф, серфизы, утварь, но Рубцов отвечал так - "вот Вам нужно, Вы и заводите". Но ведь Коротаев был другом Рубцова (Рубцов был старше его на три года). Явная фальшь и ложь.
"Николай", - пишет Аннинский, - он обратился к Рубцову в столовой. "Я прочёл подборку Ваших стихов..." А Рубцов смерил его взглядом и ответил - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует". Значит, Рубцов увидел бюрократа, и не стал с ним разговаривать. Но неужели не интересно было бы поговорить с живым Рубцовым?! Ведь Рубцов будет в памяти, пока будет Россия. А критиков едва ли будут помнить.
У Владимира Новикова есть и хвалебное, и омерзительно - презрительное о Николае Рубцове, и как о человеке, и как о поэте. В. Новикова цитируют и украинские и прочие националисты, которые действуют на сайтах, где есть разговоры о России, о Руси, о русском духе, о русских писателях и поэтах.
Русофобы оскорбляют Николая Рубцова, оскорбляют русский народ, ненавидя Россию.
На упомянутом сайте - целая подборка ужасных статей. Пишет Андрей Смолин - "Мелкобесие", в рубрике "Вокруг Рубцова и не только" (это литератор... ?)
Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/melkobesie.htm
Приводится такая версия, что крестьянка убила беса. Автор нашёл эту идею в тотемских соцсетях (оказывается, есть и такие сети) и подхватил, - и это всё на сайте "о творчестве Николая Рубцова", -
Сообщается, что " Некто А. Быков распространяет в тотемских соцсетях следующий анонс: «Только что закончил работу над криминально-эротической повестью из вологодской жизни в XVII в. Фабула такова. Крестьянин обнаружил у себя во дворе бездыханное тело своей невестки. На нём были следы побоев, горло молодой женщины перерезано ножом. Началось следствие в ходе которого выяснилось, что незадолго до смерти крестьянка признавалась, что живёт с нечистым (бесом). История подлинная, произошла в 1632 г. в Тотемском уезде». Чего же хочет этот А.Быков? Помочь ему выбрать название из следующих вариантов: «1. В постели с Нечистым 2. Бесовское наваждение 3.Тотемский Потрошитель». И потому как активно Тотьма включилась в эту «бесовщину», уже можно сделать вывод, что на «духовной родине» Рубцова полный порядок и с духовностью, и с нравственностью".
Смолин не относится к числу анти - Рубцовских критиков; - но он пишет, что "Рубцова никогда не видели трезвым", - и что "На Тотьме должны знать, что Рубцов сделал для своей родины больше, чем все его земляки" (?). Получается, что его вывод - Рубцов хороший поэт, но - пил, "не просыхая" (?). Но ведь все фотографии людей, которые злоупотребляют спиртными напитками, характерны рыхлыми чертами лица, выражения таких лиц - похожи в своей безвольности; - на фотографиях Рубцова мы же видим лицо высокоинтеллектуального человека, не приниженного какими --то жизненными трудностями. Рубцов и сам никого не одёргивал из критиков, а постоянным ответом для критиков-бюрократов, у него был такой ответ - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует".
На основании сплетен, создаются рассказы, пишутся целые книги о творчестве Николая Рубцова. Ничем, кроме идей русофобии, не пронизана книга Э.Шнейдермана «Слово и слава поэта» (СПб, 2005).
В серии "Жизнь замечательных людей" очень трудно найти книги, которые бы представляли бы своих героев в плохом свете. Книга Н.Коняева «Николай Рубцов», вышедшая в этой серии в 2001 году, показала, что если сам Коняев, якобы, любит творчество Рубцова, но он описывает личность поэта с таким упором, что тот жил большую часть творческой жизни без жилья, что он нуждался.
В стихотворении "Русь уходящая", Есенин написал, что ему хочется "задрав штаны, бежать за комсомолом". У Рубцова есть "скакать по холмам задремавшей Отчизны".
и на этом основании, Л. Котюков называет Рубцова - "воробьём недорезанным", "непутёвым, неудачливым, но добрым старшим брательником", "пожухшим, унылым и жалким", "с корявыми, похмельными глазами".
Л.В. Тимашова в "Слове о Рубцове" пишет о том, что "анти- Рубцововедение" рассчитано прежде всего на молодых людей, и описывает способы глумления над русской поэзией в виде выдёргивания строчек.
Такие же методы сухого анализа стихотворений Рубцова мы видим и у Льва Аннинского, в упомянутой статье к 80 -летию со дня рождения Поэта.
Л.В. Тимашова пишет:
«Друг поэтической юности Рубцова» Э.Шнейдерман шагнул дальше всех. Он откровенно не согласен с растущей славой заносчивого, жестокого, обидчивого, надменного, неряшливого и т. д. поэта «совпарториентации» (!) Николая Рубцова (с. 53). Проведённое в книге «профессиональное препарирование стихов и самого образа одного из наиболее знаменитых поэтов нашего времени» (с. 5) больно и жестоко, ибо это медицинское действие совершается только над мёртвыми тканями. Э.Шнейдерман режет по живому.
Он старательно ищет «достоверную детальку», «лишние кусочки» в стихах поэта, долгая работа над их «смысловой монотонностью» и «эмоциональной однородностью, однотональностью» утомляет труженика пера. Чем восхищаются, что находят в этом «безликом поэтическом вагончике» (с. 85) «дружественные Рубцову крити-
ки» – эрудиту Шнейдерману непонятно.
Откровенное глумление над поэтом и его трагической судьбой мы видим в «препарировании» стихотворения «Берёзы» (с. 45–46). «Прощальная песня» объявлена «наполненной бездушным эгоизмом»: Н.Рубцов, трактует Э.Шнейдерман, бросив своего ребёнка, вместо себя обещает прислать куклу (с. 107).
Плод явно больного воображения автора – материалы о заимствованиях, точнее, математический подсчёт слов, строк, рифм, образов, даже ритма. Учёт количественных характеристик – не новшество в филологии, чувствуется влияние работ М.Гаспарова.
Использование «целого ряда тех же или близких по смыслу слов»:
храм, печальный, мимо, как будто, Русь и др. – ставится в упрёк поэту. Обоснование – само использование этих общеупотребительных слов! Исходя из этой логики, «Я вас любил…» и «Я встретил вас…» – проигрывание одного мотива, автоплагиат. Остаётся рекомендовать Э.Шнейдерману подобным образом исследовать словарный запас А.С.Пушкина или, к примеру, ценимого им И.Бродского, ибо
применённый для «анализа» поэзии Н.Рубцова псевдонаучный метод теоретически применим ко всем пишущим стихи и прозу.
Результаты такой хирургической работы не будут существенно отличаться от уже проведённой. Это прекрасно известно филологу Э.Шнейдерману. Упрёки в плагиате возмутительны. Доказательства – сплошное словоблудие!
Литературоведение и критика – это часть художественного процесса, во многом определяющая оценки явлений искусства на долгие годы. Об этом помнит Э.Шнейдерман и активно навязывает мысль: Н.Рубцов – плохой человек и бездарный поэт. И с этим
нельзя соглашаться!
В МГУ вышло учебное пособие В.Зайцева «Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам» (М., 2002). Здесь представлен «школьный» идейно-художественный анализ хрестоматийных стихотворений в сопровождении
стандартного набора известных цитат о Н.Рубцове и его творчестве. Это издание – хороший помощник для учителя и ученика. Но и оно не отражает душу поэта, его боль и надежду.
В публикациях наших дней поэзия Н.Рубцова принижается неоправданным сближением с творчеством представителей иного направления в литературе, прежде всего с И.Бродским. Дескать, встречались они как-то на литературном вечере в Ленин-
граде, были сходства в ранних мотивах лирики, принимается во внимание даже наличие номера домашнего телефона И.Бродского в записной книжке Н.Рубцова. И что самое печальное, сложное – образ жизни поэта часто навязывается как сомнительный, недостойный. Отдаляемся же мы от подобного восприятия С.А.Есенина, В.С.Высоцкого! Н.М.Рубцова «заметили» и поняли при жизни немногие, широкое читательское признание его поэтического таланта только начинается сейчас. В связи с этим очень важно, что ещё живы люди, лично хорошо знавшие поэта, и таковых немало.
По их свидетельству, не был Н.М.Рубцов ни пьяницей, ни хулиганом. Бездомным и одиноким – был. Готовясь к защите диссертации по творчеству Н.М.Рубцова в 2004 год, иногда слышала от коллег: «Понятно, защитить хотите, но всё же не стоит он того…»".
Л.В. Тимашова это пишет, и приводит и массу положительных свидетельств о творчестве Николая Рубцова, и добрые воспоминания о нём. Вся же линия защиты поэтессы Людмилы Дербиной, которая по официальным версиям передавила сонную артерию Николаю Рубцову в бытовой ссоре, - состояла в утверждении аморальных принципов жизни поэта, в утверждении необходимой защиты, которая, якобы, была реакцией на его неадекватное поведение. Задушить же человека без явных признаков асфиксии в бытовой ссоре иным следователям представляется мало вероятным. Такой же тёмной остаётся роль Айседоры Дункан. И нет таких посмертных фотографий Есенина, на которых было бы не видно, что у него был пробит лоб; - в то время, как версия самоубийства была официальной. Не вероятны и версии, что Есенина убили чекисты.
Важно, что осознание творчества Николая Рубцова не только продолжается, но и начинается у многих, и интерес к творчеству великого поэта - возрастает. Важны не рассуждения литераторов, критиков о том, какие крепкие напитки выпивали поэты и с кем, - важны стихи, которые они написали.
Стихи Николая Рубцова мелодичны, на них поют песни, у которых множество авторов музыки. Ведь обычно мы знаем, кто композитор, - здесь же композитором является весь народ. Возможно, что такую подборку исполнителей песни "В минуту музыки печальной" делали и не из добрых побуждений; - может быть, это составлялось и для того, чтобы вызвать иронию -
Но это показывает, что интерес к творчеству Рубцова в народе, среди музыкантов и слушателей - очень велик.
Николай Рубцов
"В минуты музыки печальной"
"В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем."
Вариант музыки и исполнение - Всеволод Новопашин
Https://yadi.sk/d/sBVz7hpNptre2
Здесь уже в много ссылок, но вот ещё, о роли женщин, с помощью которых расправлялись с поэтами, и которые жили ещё долго после смерти поэтов. О Николае Рубцове, о его жизни и смерти, - Виктор Коротаев, -
"Козырная дама" -
http://www.booksite.ru/fulltext/korotkozdama/text.pdf
О роли Лилии Брик в жизни и творчестве Маяковского, -
Николай Михайлович Рубцов (1936—1971) родился в небольшом поселке Архангельской области, в раннем детстве лишился родителей, воспитывался в детском доме, после окончания семилетней школы бродил по стране, служил на флоте, работал кочегаром на Кировском заводе в Ленинграде, оттуда из рабочего литобъединения попал в Литературный институт, а после его окончания жил на русском севере, в Архангельской и Вологодской областях, где один за другим вышли четыре сборника его стихотворений; последний и лучший из них - «Зеленые цветы».
Не случайно Н. Рубцова называют «тихим поэтом»; бурные политические события 50—60 годов, идеологические и социальные проблемы напряженной эпохи словно бы не коснулись поэта, словно бы не были замечены им; в этом отношении Рубцов очень напоминает раннего Есенина, и действительно свой поэтический путь он начал с явного подражания С. Есенину. Есенинское влияние и в дальнейшем чувствуется в стихах вологодского поэта.
Читая Рубцова, словно бы вновь попадаешь в русскую деревню начала века, описанную Есениным, и с удивлением видишь, что несмотря на бурные и разрушительные события века, тихая русская деревня, неброская, но щемящая сердце красота русской природы остались теми же. Все так же цветут луга, туманятся далекие леса и садящееся солнце заполняет сквозь низкое оконце малиновым светом избушку — и все так же, в невыразимой любви к той родной красоте растворяется сердце поэта.
Мотив тишины, спокойствия, недвижности деревенского мира, его неизменности и уравновешенности проходит через всю поэзию Н. Рубцова. В его стихах читатель почти не встречает людей, мы видим и слышим только самого автора, человека бесконечно одинокого, жаждущего покоя, склонного к созерцанию, человека безмятежного и печального.
Стихи Н. Рубцова часто удивительно музыкальны, исполнены истинной, глубокой, многозначной поэзии, певучи и просты высокой простотой настоящего искусства. Одно за другим, певуче и просто звучат стихотворения о родной земле, о травах, озерах и звездах -— и перед читателем встает обаятельнейший облик поэта, человека чистой и доброй души, незлобивого, спокойного и печального.
Н. Рубцов постоянно подчеркивает свою кровную, органическую связь с родиной:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Родина поэта — именно Россия, и все русское обласкано его любящим взглядом, и никакой иной действительности для поэта не существует. В его любви к родному краю звучит нежность и грусть. Здесь нет возвеличивания только русского, нет противопоставления родной и любимой России другим странам, краям и народам, нет никаких ноток национализма и шовинизма. Это особенно важно подчеркнуть в 90-е годы, когда некоторые поэты объявили свою любовь к Родине своей особой заслугой, сделали восхваление России единственным содержанием своих стихотворений.
Чувство любви к родным краям, в сущности, биологическое чувство, оно свойственно многим животным и птицам, свойственно почти каждому человеку — поэту не следует считать любовь к родине особой своей заслугой, делать патриотизм единственным содержанием поэзии; тем более опасны чрезмерные восхваления, перерастающие в национализм и шовинизм. История XX в. знает, какими трагедиями геноцида чреваты эти эмоции.