Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават , который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.
Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете были развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.
Из книги Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ» (М., 2000. - с. 226):
Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.
Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.
Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.
Специальная комиссия Лиги Наций, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).
Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.
Далай-лама сам является рабовладельцем, выразителем помещиков, имеющих неограниченные прав перед своими рабами. Под правлением далай-лама, подавляющее большинство тибетцев находилось в крайней нищете. В такой стране рабовладельческого строя как Тибет повсеместно существовали такие жёсткие телесные наказания, как наш великодушный, добрый, мудрый, мирный, скромный далай-лама описал в своей книге. Но в его книге сыграли в роль злодеев уже не его аристократы, помещики, а коммунисты, которые пришли воссоединить к центральному правительству этот горное плато, принадлежавшее к ряду китайских династий в течение 800 лет. Кто отрубили руки, головы Тибетцев? Кто врал? Кто совершил преступления перед человечеством? Не хочу ответить на этот вопрос. Единственное что я знаю Тибет никогда не был утопией. Кое-кто искажает исторический фактор ради собственной политической пользы, как это делает всякий потерявший власть правитель. Если вы действительно любите Тибет, интересуетесь этим тайным регионом, почитайте более серьёзные исторические книги. Чем разнообразные у вас источники информации, чем ближе к истине.
Когда я первый раз смотрела фильм «Семь лет в Тибете» мне он показался красивым, любопытным, занимательным, но вместе с тем, меня не покидало чувство, что он перегружен разными сюжетами, историческими фактами, практически непонятно сложное переплетение мировой истории, истории Тибета и судьбы двух австрийских альпинистов.
Было чувство, что картинка, образ красивый, а содержание - полная каша.
Необходимость написания данной работы послужила стимулом посмотреть фильм «Семь лет в Тибете» более внимательно, что называется «с карандашом» и отмечать в своем сознание не только сюжетную линию, связанную с личной трагедией главного героя, но и выявить другие сюжетные линии. Перед просмотром фильма я прочитала книгу Г. Харера, где он описывает реальные события своей жизни, именно по этой книге снят фильм. Для получения более подробной информации о фильме, я обратилась к информационным ресурсам Интернета, честно говоря, оригинальных заметок о фильме не много, и что самое интересное все они сводятся к классической голливудской мелодраме, правда, с одной экзотической деталью, личная трагедия героя и психологическое перерождение происходит на фоне Гималайских пейзажей и образов Тибетской жизни. Не спорю, что линия, связанная с переживаниями главного героя одна из центральных, но тем не менее стоит учитывать, что очень большую роль в фильме играет экранизация исторических событий. Учитывая данный нюанс, мне кажется, что основной задачей фильма было все-таки показать события мировой историю через призму судьбы одного человека. Отголоски второй мировой войны на территории английской колонии, приход к власти Китая коммунистов и захват Тибета, обычаи и традиции Тибета, культура повседневности, именно эти события достаточно плотно переплетаются с судьбами двух австрийских альпинистов. Сознание массового зрителя приучено смотреть на главного героя, наслаждаясь его внешностью, умением драться и спасать «прекрасную даму» и именно благодаря этой привычке очень хочется встать на позицию Г. Харера, сердобольно переживать за него, когда он страдает от холода, голода и тибетских бонпо, но при такой позиции мы совершенно упускаем из виду исторический контекст, мы рассматриваем начало второй мировой войны как повод, чтобы герой проявил свои качества «одиноко волка» и ушел в горы, в ужасах английского лагеря для военнопленных, мы видим только трудность, преодолев которую, наш Генрих становится героем, в экранизации тибетской культуры мы видим не более, чем лирический образ, красивую картинку, где взгляд и душа отдыхает, зато в конце наш герой остается на «обочине жизни», а его жена, сын и друг живут одной крепкой семьей. Примерно по такому сценарию проходит просмотр фильма «Семь лет в Тибете», как мелодрамы.
Но, я склонна видеть данный фильм в историческом жанре, где можно обсуждать и исторических персонажей, и правдоподобность исторических событий, говорить о сложной сюжетной линии. Прежде всего, хочется начать с того, что сам Генрих Харер является реальным историческим персонажем, австрийским альпинистом, которой прожил на Востоке около 10 лет, будучи уже в Австрии он написал книгу по своим дневникам: «Семь лет в Тибете», по которой и снята картина. «С тех пор прошло много лет, однако Азия никогда больше меня не отпускала от себя. В данной книге я постараюсь рассказать вам, как это произошло и к чему привело, а поскольку у меня нет писательского опыта, я буду придерживаться лишь неприукрашенной правды» - такими словами заканчивается первая глава книги Харера. Прочитав книгу, и посмотрев фильм мне стало ясно, что в фильм вошли любопытные и интересные факты тибетской истории и биографии альпинистов, безусловно, фильм построен на ключевых моментах книги. При чем эпизоды сняты практически так, как описывает события Харер, в связи с этим считаю возможным говорить о правдоподобной экранизации исторических событий и повседневной жизни в Тибете, по крайней мере, можно говорить о том, что так видел Тибет и исторические события Генрих Харер, австрийский альпинист, попавший в Гималаи в 1939 году.
Условно фильм можно разделить на три сюжетные линии: одна из них связана с темой перерождения человека, чувством вины и искупления. Развивается линия личной трагедии Г. Харера: в начале картины зритель видит человека беспринципного и жесткого, в финале же мы расстаемся с человеком, который чужую боль воспринимает как свою собственную.
Значительную роль в фильме авторы отводят показу «культуры повседневности» Тибета, его обычаев и традиций в эпоху до Мао Дзедуна. Известному тибетологу того времени Туччу и австрийскому альпинисту Хареру удалось увидеть Тибет, который сильно изменился после 1951 года. В своей книги Харер очень внимательно и подробно описывает традиции и обычаи тибетцев, старается не пропустить ни одной важной детали или значимого ритуала. Он подробно описывает административную систему и географические особенности региона. Авторы фильма, в силу ряда причин, не могли позволить себе показать всю полноту особенностей тибетской культуры, но смогли выделить наиболее значимые и интересные моменты: традиция гостеприимства и угощение масляным чаем, проводы друга с оставлением нетронутой чашки чая, принесение в дар белого шарфа в знак особого уважения, интерес, но неумение пользоваться вещами европейского происхождения и др.
Не менее важной темой фильма является экранизация событий китайско-тибесткой истории, а также отголоски Второй мировой войны на территориях европейских колоний.
Стоит отметить, что территория Индии до войны частично контролировалась английскими войсками. Австрия же считалась союзницей Германии.
Таким образом, концепцией фильма является показ историко-культурных процессов через призму событий жизни двух современников.
В данной работе я не считаю необходимым подробно пересказывать содержание фильма, но для удобства дальнейшей работы считаю необходимым привести текст одного из анонсов фильма, где прослеживается хронология фильма и основные линии.
«В 1939 году австрийский альпинист Генрих Харрер - гордость третьего рейха, в составе немецкой экспедиции отправляется на покорение доселе неприступной горной вершины в Тибете - нужно во чтобы то ни стало водрузить флаг рейха как можно выше. Оставив дома беременную жену, Генрих начинает восхождение на самый неприступный пик в Гималаях – Нанга-Парбат Но вершина и на этот раз остается непокорной, а начало Второй мировой застает немецкую экспедицию на подконтрольной англичанам территории.
Генрих Харрер попадает в военный плен на несколько лет, он пытается убежать, но безуспешно. В лагере Харер узнает о том, что жена добивается развода с ним, он соглашается на развод, но пишет несколько писем своему сыну Рольфу, которого ни разу не видел, и получил от него холодный ответ с просьбой не писать больше, поскольку мальчик не считает его своим отцом. Желание быть свободным сильно, и однажды Генриху удается сбежать из лагеря. Единственное место, где он со своим товарищем по побегу П. Ауфшнайтером может найти прибежище в этих краях - это Тибет, таинственное и закрытое для иностранцев горное буддийское государство. После долгих скитаний едва живые беглецы добираются до таинственного тибетского городка Лхаса – столицы и место проживания Далай Ламы. Они проводят там семь долгих лет, наблюдая за традициями и обычаями местных жителей, Далай-Лама 14, которому к тому времени было около 13 лет, делает его своим приближенным. В 1949 году к власти в Китае приходит коммунистическая партия, а в 1950 году Китай захватывает Тибет, и делает его своей провинцией».
В данной работе нас больше будет интересовать не развертывание переживаний и личной трагедии Харера, а экранизация исторических событий, Тибет и Китай в 40-50 гг ХХ века.
Думаю, для того чтобы оценить правдоподобность и полноту представленных в фильме событий стоит сделать небольшой экскурс в историю и обратится к учебнику, чтобы освежить в памяти некоторые фактографические моменты. Безусловно, задачей данной работы не является подробное освещения истории Китая середины ХХ века, объем данной работы также не позволяет провести анализ исторических событий в Китае, именно поэтому основные события истории я попробую изложить достаточно конспективно и в четкой хронологической последовательности.
1945 год, закончилась Вторая Мировая война, но Китай ведет активные боевые действия в Бирме, а также тяжелую войну с Японией. Правительство Чай Кайши постепенно теряет влияние, на политическую арену выходят две противоборствующие партии: партия коммунистов и партия гоминьданов. В июле 1945 года США, Великобритания и Китай опубликовали Потсдамскую декларацию о безоговорочной капитуляции Японии. Но до сентября продолжаются военные действия, в которых принимает участие и СССР. В сентябре 1945 года Япония подписывает акт о капитуляции, и в Китае встает вопрос о власти.
В гражданской войне 1946-1949 гг. коммунистическая партия Китая одержала победу, гоминьдан и Чан Кайши потерпели поражение. В октябре 1949 года образовывается Китайская Народная Республика. Председателем ЦК КПК становиться Мао Цзедун.
7 октября 1950 года 40.000 китайских солдат без объявления войны и какой-либо провокации со стороны Тибета атаковали столицу Восточного Тибета, Чамдо, и разгромили маленькую тибетскую армию, абсолютно не готовую к боевым действиям.
11 Ноября 1950-го, тибетское правительство заявляет официальный протест в Организацию Объединенных Наций. Но решение откладывается для подробного обсуждения.
17-го Ноября, Его Святейшество Далай Лама 14-й, которому к тому времени исполнилось 16 лет, принимает на себя ответственность и руководство страной, как светской, так и духовной стороной жизни.
23 Мая 1951 года в Пекине подписывается договор «17 пунктов», где Китайское коммунистическое правительство предлагает Тибету территориальную автономию при условии установления в этой области коммунистической власти.
В сентябре 1951 года китайская армия входит в Лхасу, тибетцы вынуждены капитулировать.
В октябре 1951г. после капитуляции тибетской армии китайские войска оккупируют Тибет, ликвидировав его независимый статус de facto. Тибет становится провинцией Китая. Далай Лама является номинальным главой страны, хотя реальная власть принадлежит представителю коммунистической партии из Пекина.
С этого момента начинается китаизация Тибета, проводится ряд социалистических преобразований.
10 Марта 1959-го, национальное сопротивление Тибета проводит в Лхасе акцию протеста против Китая, сопротивление было сломлено.
17 Марта Далай Лама покидает Лхасу, и вместе с десятками тысяч других тибетцев направляется в Индию. Там они получают политическое убежище, и в Дхармасале организуют Тибетское Правительство в Изгнании.
Думаю, для более полного понимания сложившейся ситуации стоит привести текст Приказа Государственного совета Китайской Народной Республики, подписанный 28 марта 1959 года Премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь-Лаем.
«Большинство галуней местного правительства и реакционная верхушка Тибета, войдя в сговор с империализмом и собран мятежных бандитов, подняли мятеж, нанесли вред народу, увезли с собой далай-ламу, сорвали соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, состоящее из 17 статей, а ночью 19 марта возглавили широкое наступление местных тибетских войск и мятежников на части Народно-освободительной армии в Лхасе. Такие действия, представляющие собой измену Родине и подрыв единства страны, совершенно несовместимы с законами государства. В целях защиты единства страны и национальной сплоченности Государственный Совет обязал части Тибетского военного округа Народно-освободительной армии Китая окончательно ликвидировать мятеж и решил с сегодняшнего дня распустить местное тибетское правительство и его функции возложить на Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. На период, пока председатель Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района далай-лама Дыньцзэн-Дяцо будет находиться в руках мятежников, исполняющим обязанности председателя этого комитета назначить заместителя председателя Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района панчен-эртни Чугиганцана. Члена постоянного комитета Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района Пабала Чжолэнамджи назначить заместителем председателя Подготовительного комитета; члена постоянного комитета и генерального секретаря Подготовительного комитета Нгабу Нгавана-джигми назначить заместителем председателя и генеральным секретарем Подготовительного комитета. Изменников Родины- Соркана Ванцингэлэ, Нюсяра Тудэнь таба, Сянька димэдоджи (Сясура), Юйто Джаси дуньчжу, Чизяна Лосаньиси, Гачжана Лосан’ьжэнь цзэня, Дала Лосанъсамдэня, Кэмэ Сонамнандю, Жуннансэ Тудэньнорсана, Пала Тудэньведэня, Оси Тудэньсанчо, Нансэлиня Баньдьордимэ, Мэньдьили ня Дьяъяiнцзяньцэня, Гарбэня Цэвандоджи, Пачо, Весэцзявьцэня (Гуньдэлиня Цзаса), Гунга-лам а и Чупугамаба Жибэдоцзи - всего 18 человек - снять с должностей членов Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района и со всех других занимаемых ими постов и наказать каждого в соответствии с законами государства. Вместе с этим назначить Дэн Шао-дуна, Чжань Хуа-юя, Хуэй И-жаня, Лян Сюань-сяня, Цоко Дунь чжуцэжэня, Чжаньтуна Лосаннамджи, Гадэньчба Тудэньгуньга, Цзяньбэцылэ, Апэ Цэдэньджогара, Доджицэдэня, Сежодуньчжу, Цзяньцэньпэньцо, Лосанцычэня, Цюедьора, Пэньцованцю, Ван Пэй шэна всего 16 человек членами Подготовитель ного комитета по созданию Тибетского автономного района. Выражаю надежду, что Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного рай она и возглавляемое им духовенство и гражданское население всего Тибета, плотясь воедино, совмест ными усилиями будут помогать Народно-освободительной армии в быстрейшем подавлении мятежа, в укреплении государственной обороны, в защите интересов населения всех национальностей, в установлении общественного порядка и будут бороться за строительство нового, демократического, социалистического Тибета».
К сожалению, о политических отношениях между Тибетом и Китаем написано не много, точнее краткая и схематичная информация присутствует в любом издании, посвященном истории Китая, найти более подробную информацию, сведенную более или менее воедино найти оказалось крайне сложно. При подборки это материала мною был использован учебник «Мир в ХХ веке» под редакцией О.С. Сороко-Цюпы, также статьи Большого Энциклопедического словаря, монография О. Владимирова и В. Рязанцева «Страницы политической биографии Мао Цзе-дуна», монография «Тибет после Мао Цзедуна» и другая литература.
В приведенной мной истории отмечены только те события, которые отражены в фильме, и которые характеризуют отношения между Китаем и Тибетом, я сознательно не включала в исторический обзор события, связанные с политикой «большого скачка», отношениями Китая с Кореей, Китая с СССР и ООН, т.к. данные события не представляют интереса в контексте данной работы.
Итак, основное действие фильма происходит в городе Лхаса, столице Тибета, где живет Х1У Далай Лама. По фильму идет 1950 год, чтобы показать всю жестокость китайской армии и их решительные действия в отношении Тибета. Режиссер вводит в фильм эпизод «сон Далай Ламы», в котором и показана сила китайской армии народного ополчения, жестокие действия при захвате деревни Нандо – деревни, где родился Далай Лама.
Рассматривая данный сон, как предзнаменование лхасцы начинают срочную реорганизацию армии, обучение солдат. В фильме данная тема показана достаточно схематична, но тем не менее, акцент на то, что армия малочисленная и слабовооруженная есть, указывается на мушкеты как основной вид оружия тибетцев.
Несмотря на реорганизацию армии в Тибете китайцами захвачена столица Восточного Тибета – Чамдо, как ее еще называли «ворота Тибета».
По фильму правительство Тибета решает капитулировать до того, как китайцы войдут в Лхасу. Следствием этого, на экране появляется демонстрация, состоящая из китайской армии, которая торжественно вносит в город знамя с образом Мао Цзедуна. Сложно говорить о правдоподобие отдельных деталей данной экранизации, но стоит отметить соблюдение хронологии исторических событий и фактографического материала.
После входа китайской армии в Лхасу, Далай Лама просит политический статус и режиссером экранизируется торжественная церемония коронации Далай Ламы. В фильме нет ни слова о том, что в такой ситуации Лама является только номинальным правителем, а фактически основные политико-экономические решения спускаются из Пекина. Но в данный сюжет вводится символический эпизод, когда великий кормчий уезжает из Лхасы.
Таким образом, мы видим, что в фильме достаточно строго хронологически и относительно полно представлены события, которые в мировую историю вошли под общим заголовком «захват Тибета Китаем».
Фактически 1951 годом заканчивается экранизация исторических событий в Тибете, но закадровый голос сообщает зрителям о том, что в 1959 году Далай Лама вынужден эмигрировать в Индию, где проживает до сих пор. Также сообщается о том, что в 1989 году он получил нобелевскую премию мира за вклад освобождение Тибета от китайского господства мирным путем, через подписание соответствующего договора с Китаем.
Следует отметить, что в фильме достаточно удачно подобраны актеры, видно что при подготовке фильма была проведена колоссальная работа по сбору информации о экранизируемом периоде, книга Г. Харера была очень внимательно прочитана на предмет выявления характерных образов Тибета того времени, была проведена работа с фотоархивом. Что касается правдоподобности исторических персонажей в фильме, то на мой взгляд, они соответствуют реальным историческим героям. Действительно, Далай Ламе было всего 16 лет, когда он принял политический статус. По сюжету фильма он несколько моложе, но в, общем, историческом контексте данная деталь не принципиальна.
Что касается других исторических персонажей в фильме, я ничего не могу сказать, т.к. у меня для такой оценки очень мало историко-фактографического материала.
В начале своей работы я упоминала еще о двух исторических темах, затронутых в фильме, это Вторая Мировая война и «культура повседневности» Тибета.
Боевых действий Второй Мировой войны в фильме нет, но ситуация вражды между странами Третьего Рейха и Англией на территории Индии в фильме отмечена достаточно явно.
Выше говорилось о концепции фильма, думаю, что авторы фильма смогли очень удачно продемонстрировать ситуацию мировой войны через призму человеческой жизни. Узнав о начале войны экспедиция была свернута и только Харер не пошел вниз, а решил проявить характер «одинокого волка» и уйти в горы. Он не был ярым приверженцем нацистской доктрины, но будучи австрийцем, он автоматически попадал под определение нациста и врага Англии. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция объявили войну Германии, после того как Гитлер без объявления войны начал вторжение в Польшу. Практически сразу в войну вступили доминионы и колониальные владения Англии и Франции. Вторая Мировая война началась.
По фильму, мы видим, что на территории колоний боевые действия не происходят, но на территории Индии Англия организовала лагеря для военнопленных, в один из которых и попали австрийские альпинисты. Спустя четыре года им удалось бежать, и единственным путем было бегство в Тибет, которое было закрытое для иноземцев государство, в связи с поверьем, что цивилизация Тибета поддет от иноземного вторжения. Тибет сохраняет нейтралитет, и именно на это пытались упирать альпинисты.
Именно в эпизодах лагеря и бегства в фильме переплетается два сюжета: политическая история и личная трагедия Харера.
Ауфшнайтеру и Хареру удалось пересечь границу Тибета, удалось пройти достаточное расстояние в глубь страны, благодаря смекалки, обману, знаниям, полученным за время пленения. В фильме сложности передвижения по Тибету показана достаточно символично, но несмотря на некоторую сжатость изложения, вполне понятно. В передвижение по Тибету было два ключевых момента: сложность переходов без специального разрешения и второй, холод и голод при передвижение в горах, т.к. идти путем паломников альпинисты не решились, дабы не быть схваченными властями и не выдворенными из страны. В книге Харера этим моментам уделено достаточно внимания, с мельчайшими подробностями он описывает нюансы общения с местными бонпо, с непередаваемой болью он говорит о сложностях скитания в горах. В общем сюжетном контексте данные события играют определенную роль. Какую? В одном из своих интервью Ж.Ж. Анно сказал, что фильм «Семь лет в Тибете» о перерождение человека, чувстве вины и искуплении. На мой взгляд, задумкой Анно было разделить фильм не только по тематическим и сюжетным блокам. Но протянуть единую нить – нить жизни человека. За свою амбициозность и беспринципность, которую Харер продемонстрировал в начале фильме, уйдя в горы, оставив беременную жену, он мучается чувством вины находясь в лагере для военнопленных. Там они пишет письма сыну, дает жене развод, продумывает планы бегства. Кажется, можно найти семантическую связь между поиском путей бегства и поисками путей искупления грехов. Принимая такую точку зрения, становится понятным, что по задумке Анно, испытываемые страдания героев и есть то самое искупления грехов. Пребывание героев в Лхасе можно рассматривать как акт прощения, перерождение человека, реинкорнация, в которую свято верят тибетцы. Ведь в Лхасу Генрих и Питер приходят не надменными европейцами, которые считаю Азию страной третьего мира. Они входят в Священный город, «очищенными», они уважают законы Тибета, признают местные традиции и обычаи, стараются всеми возможными силами помочь стране своими знаниями и опытом. Дружба с Далай Ламой является знаком того, что Святейшему и Мудрейшему Тибета просто необходимы светские знания. В книге Харер описывает, как он реконструировал электростанцию, стоил плотину, облагораживал сады фонтанам, снимал на видеокамеру для Далай-Ламы и строит кинотеатр. Европейский альпинист стал Учителем для Великого Учителя и Правителя Тибета. При чем не надменным и властным хозяином, а старшим другом, может быть отцом.
Что еще хочется отметить, говоря о фильме «Семь лет в Тибете», так это, прежде всего, прекрасную операторскую работу, чего стоят проникновенные и завораживающие пейзажи Гималаев. Ж.Ж. Анно удалось создать образ Тибета, как сказочно красивой страны, с гостеприимными и радушными людьми, ему удалось познакомить зрителя с основными традициями Тибета, важным фактором является то, что содержание традиции рассказывает местный житель европейцы. Зрителю понятны и близки объяснения, т.к. он тоже принадлежит к европейской культуре и рассказчик это знает. Многое из философии и обычаев Тибета становится понятным благодаря тому, что мы смотрим на многие вещи глазами Харера.
За время пребывания Харера в Лхасе зритель влюбляется в тот Тибет, который поклонялся Далай Ламе, в котором были мирные жители и красивые, величественные монастыри. И ко времени прихода китайцев, с развешиванием на монастырях флагов с ликом Мао зрителю становится жаль уходящий Тибет, зритель испытывает психологический дискомфорт с приходом Красных, на глазах зрителя разрушается яркая сказка. И зрителю ничего не остается, как уехать в Австрию вместе с Харером, привезя для сына подарок от Далай Ламы, маленькую шкатулку.
В годы Второй мировой войны Тибет сохранял контакты с Центральным правительством Китая, но практически территория {254}Тибета не была вовлечена в военные действия. В начале 1941 г. Джампэл Еше был вынужден оставить пост регента и вернуться в монастырь Радэн.
К власти пришла группировка тибетской столичной аристократии во главе с новым регентом Нгаван Сунрабом, настоятелем небольшого монастыря Тактра недалеко от Лхасы.
После начала войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии (декабрь 1941 г.) в монастырях Тибета прошли молебны, но не за победу какой-либо из воюющих сторон, а за восстановление мира [Богословский, Москалев, 1984, с. 246]. После захвата японцами Бирмы Чунцин предложил построить дорогу через Тибет для транспортировки военных грузов из Индии на фронты антияпонской войны. Регент Тактра отклонил это предложение. Англичане смогли добиться лишь согласия Лхасы на перевозку через территорию Тибета невоенных грузов, но без строительства какой-либо новой дороги.
В конце 1942 г. в Лхасе побывала официальная миссия США в составе сотрудников Бюро стратегических служб (разведки) подполковника Ильи Толстого и капитана Доллана Брука. Состоялся обмен письмами между президентом США Ф. Рузвельтом и Далай-ламой XIV. Американцы также пытались договориться о транспортировке военной помощи Китаю из Индии через Тибет, но не добились успеха.
До 1940 г. в Лхасе имелось только постоянное представительство Непала. Кашаг вел с ним дела через Управление по делам гуркхов. Затем появились постоянные представители Центрального китайского правительства (начальник тибетского отделения Комитета по делам Монголии и Тибета и др.) и правительства Британской Индии. Во второй половине 1942 г. в Лхасе было «восстановлено» Управление по делам всех государств21 [Уа Наnhzang, 1993, р. 410]. Управление возглавили чиновники 3-го ранга: аристократ-мирянин Суркан-дзаса и монах Йонтэн-дзаса Кончок Джунне. Китайский представитель в Лхасе Чэнь Си-чжан отказался признать новое Управление и вести с ним дела. Управление существовало до мая 1951 г., но практически через него вели дела с Кашагом только англичане. {255}
Тибет в первые послевоенные годы
Летом 1944 г. в Лхасу прибыл посланец Центрального правительства Китая, советник Чан Кай-ши Шэнь Цзун-лянь. В результате переговоров с ним власти Лхасы согласились направить в Нанкин «миссию доброй воли». Миссия ехала через Индию, и по прибытии ее в Нанкин в конце 1946 г. правительство Китая объявило членов миссии делегатами Тибета в Национальном собрании Китайской Республики. Тибетцы действительно присутствовали на заседаниях Национального собрания, но, как они впоследствии утверждали, лишь в качестве наблюдателей, а не участников. В новой Конституции Китайской Республики, принятой Национальным собранием в 1946 г., записано, что «Тибету гарантируется автономия» [Миньго чжи цзан синчжэн фалюй, 1999, с.
Между тем в самом Тибете в эти годы обстановка была нестабильной. Представители духовенства выражали недовольство политикой регента Тактра (сбор недоимок с монастырских крестьян, открытие весной 1945 г. в Лхасе светской школы с обучением, в частности, английскому языку и т.д.). Центром оппозиции являлись монастырь Радэн и его настоятель Джампэл Еше, а также дацан Дже (2,5 тыс. монахов) монастыря Сэра.
В ноябре 1946 г. было совершено покушение на цзэпёна Лхалу, сына Луншара22. Неизвестные обстреляли его, но он не пострадал. В начале 1947 г. регент получил из Кама посылку, в которую оказалась вложена ручная граната. Регент также не пострадал. Власти решили действовать. 14 апреля 1947 г. солдаты окружили монастырь Радэн и арестовали Джампэл Еше. Восстания монахов этого монастыря, а также дацана Дже монастыря Сэра были подавлены, погибло более 200 монахов. Следственная комиссия обвинила Джампэл Еше в заговоре с целью убить регента и в попытке получить помощь со стороны китайцев. Обвинение использовало, в частности, телеграмму от тибетских представителей в Нанкине, в которой сообщалось о письме Джампэл Еше к Чан Кай-ши с просьбой о помощи . 8 мая, еще до вынесения приговора, Джампэл Еше умер в тюрьме. Один из видных сторонников экс-регента Ньунэ-лама покончил жизнь самоубийством. Ближайший сподвижник и главный секретарь экс-регента получили по 250-260 ударов плетьми и были посажены в особую тюрьму в Норбулинке. 30 монахов и один мирянин {256} (мелкий чиновник) были наказаны плетьми, закованы в кандалы и переданы для работы в имения лхасских аристократов.
Следственная комиссия объявила невиновными и освободила бывшего калона Пункана и некоторых других арестованных аристократов и высших чиновников [Богословский, 2002, с. 114-116]. Более 200 человек - сторонников Джампэл Еше бежали на территорию, находившуюся под контролем войск Гоминьдана. Гоминь-дановское правительство не имело возможности как-либо повлиять на развитие событий в Тибете. В Китае в эти годы (1946-1949) шла гражданская война между КПК и Гоминьданом, и перевес все более переходил к вооруженным силам КПК. Обе стороны, разумеется, считали Тибет неотъемлемой частью Китая. В Лхасе после событий весны 1947 г. укрепились позиции регента Тактра, вокруг которого объединились сторонники независимого курса. Делались попытки заявить о независимости Тибета.
Весной 1947г. партия Индийский национальный конгресс организовала в Дели Азиатскую конференцию, и тибетские власти направили туда свою делегацию. На церемонии открытия конференции 23 марта 1947 г. был поднят тибетский государственный флаг, а на карте Азии, вывешенной в зале заседаний, Тибет был выделен как независимое государство. Лишь после протеста МИДа Китая тибетский флаг был снят, а Тибет на карте включен в состав Китайской Республики [Богословский, Москалев, 1984, с. 215].
После провозглашения независимости Индии на правах доминиона (15 августа 1947 г.) британская миссия в Лхасе, английские торговые агентства в Гьянцэ, Ятуне и Гартоке стали индийскими. К Индии перешли все права и обязанности по договорам и соглашениям с Тибетом.
Власти Лхасы первоначально поставили перед правительством Индии вопрос о «возвращении всех тибетских территорий», включая Ладак, Сикким и Дарджилинг, но потом согласились отложить решение этого вопроса на будущее. В октябре 1947 г. Тибет направил в Индию, Китай, Англию и США официальную делегацию, которую возглавил цзэпён Шакабпа [Уа Наnzhang, 1993, р. 329-332]. Делегации поручалось добиться выплаты правительством Индии сумм за тибетский экспорт в долларах или фунтах стерлингов, а не в рупиях, как прежде, а также приобрести слитки серебра для чеканки тибетских монет. Но главная цель поездки состояла в установлении официальных отношений между «независимым Тибетом», как заявлял Шакабпа, и перечисленными странами. Этой цели, разумеется, достичь не удалось, хотя делегация была принята {257}в Дели - М.К. Ганди и Дж. Неру, в Нанкине - Чан Кай-ши, в Вашингтоне - госсекретарем США Дж. Маршаллом, а в Англии - премьер-министром Эттли и министром финансов. МИД Китая направил официальный протест в госдепартамент США по поводу приема тибетской делегации, а китайский посол в Индии также сделал соответствующее представление индийским властям. Госдепартамент США разъяснил, что США считают Тибет частью территории Китая [Гуревич, 1958, с. 89]. Тибетской делегации удалось добиться успеха лишь в переговорах о торговле. Так, правительство Индии согласилось платить в долларах и фунтах за товары, принадлежащие тибетскому правительству, но за товары частных торговцев - в рупиях. Индия также согласилась не взимать пошлин с товаров, следующих транзитом в Тибет.
В Китае полная победа КПК в гражданской войне определилась уже совершенно ясно. В июле 1949 г. тибетское правительство объявило о немедленной высылке из Тибета членов гоминьданов-ской миссии во главе с Чэнь Си-чжаном и всех проживающих в Тибете китайцев. Тибетские власти закрыли китайскую школу, радиостанцию и метеостанцию. Высылка китайцев была осуществлена. Она должна была символизировать полный разрыв отношений между Тибетом и правительством Гоминьдана [Уа Наnzhang, 1993, р. 333-334].
С 27 августа до начала октября 1949 г. в Лхасе находился американский «радиокомментатор» Лоуэлл Томас. Он вел переговоры с руководителем Тибета о военной помощи тибетской армии со стороны США [Наrrеr, 1956, р. 187; Уа Наnzhang, 1993, р. 419].
2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа заявило: «Китайская Народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики» (цит. по [Гуревич, 1958, с. 93]). {258}
«Тысячи людей из Кхама и Амдо бежали в Лхасу и разбивали свои лагеря в долине за городом.
Они рассказывали такие ужасающие истории, что я не мог поверить им долгие годы.
Я полностью поверил тому, что слышал только в 1959 году, когда прочитал отчет
Международной комиссии юристов: обычным делом были распятие, вспарывание
живота и отсечение конечностей. Использовались также обезглавливание, эакапывание
живьем, сжигание и забивание до смерти. Людей привязывали к лошадиным хвостам,
вешали вниз головой и бросали в ледяную воду со связанными руками и ногами.
А чтобы они не кричали: «Да здравствует Далай-лама!» на пути к казни, им протыкали
языки мясницкими крюками…»
10 марта 2009 г. – своего рода юбилей: 50-летие крупнейшего восстания тибетцев против китайской власти. Почему оно произошло? Как его подавили? Как сделали частью Китая страну, никогда ранее в него не входившую? На китайских Интернет-сайтах, посвященных истории Тибета, здесь некоторый пробел. Постараюсь восполнить его.
2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа сообщило, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) освободит всю территорию Китая, включая Тибет. А ведь он никогда не был частью Китая (1)… 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР. И сразу началась подготовка к военному вторжению (2). Его наметили на весну 1950 г. Собственно, "освобождать" предстояло не всю страну. Почти половина (области Кам и Амдо) была аннексирована задолго до этого. Теперь отсюда двинулись главные китайские силы. Они имели подавляющее превосходство над тибетской армией в живой силе и вооружении. Тибетские войска отступали и сдавались. 19 октября 1950 г. китайцы заняли г. Чамдо.
К северу от него развернулись бои. Тибетцы были разбиты. 25 октября появилось заявление, что частям НОАК приказано продвигаться вглубь Тибета, чтобы освободить его от империалистического гнета и укрепить оборону границ Китая (3). В ответ руководители Тибета издали манифест. В нем говорилось, что это захват и оккупация страны свободных людей под предлогом освобождения. 7 ноября Тибет послал в ООН обращение, призывая остановить агрессию. Но обсуждение отложили. Далай-ламе пришлось направить в КНР делегацию для переговоров. Их итогом стало Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, известное как Соглашение из 17 пунктов (4). Оно было подписано 23 мая 1951 г. в Пекине. И вот при каких обстоятельствах.
На тибетских делегатов оказывалось давление, они не имели с собой правительственных печатей, необходимых для заключения договора Тибетом (5). У них были личные печати, но перед китайцами они отрицали это, чтобы выразить свое несогласие. Тогда печати с их именами смастерили в Пекине и они их приложили к документу (6). В Соглашении не были указаны границы территории, на которое оно распространялось. Тибетцы под ней понимали все свои земли, в том числе Кам и Амдо, а китайцы – только то, что не было включено в их провинции. Тибетцев обязали помочь движению НОАК по их территории. По инструкциям, тибетские делегаты должны были по всем важным вопросам консультироваться с Тибетским правительством и Далай-ламой (7). Им такой возможности не дали, фактически, предъявив ультиматум. Оставался лишь один выбор: подписать Соглашение или отвечать за немедленное начало военной операции против Лхасы. Тибетцы предупредили, что они подписывают документ лишь от собственного имени, не имея на это полномочий от Далай-ламы или правительства.
9 сентября 1951 г. в Лхасу вошли передовые части НОАК. На подходе были главные силы. Чтобы избежать худшего, тибетцам оставалось лишь надеяться на выполнение Соглашения. 24 октября китайский представитель генерал Чжан Цзиньу от имени Далай-ламы послал телеграмму Мао Цзэдуну с поддержкой Соглашения (8). Этот документ есть в Интернете (9). Он не заверен печатью Далай-ламы – а ведь в те времена в Тибете ни один документ, даже в захолустье, не обходился без печати! Эту телеграмму нельзя считать актом ратификации. Позже Далай-лама, имея возможность свободно выразить свою волю, не признал Соглашение из 17 пунктов.
В Лхасе китайские войска заняли много места, требовали продовольствия и снаряжения (2). Поначалу платили, потом стали требовать в долг. Запасы иссякали, цены взлетели, началась инфляция. С 1956 г. китайцы стали формировать Подготовительный комитет по образованию ТАР. На местах появились его структуры. Комитет стал фасадом представительства тибетцев при фактической власти китайцев. Все это нарушало Соглашение из 17 пунктов. Но демократическую реформу здесь пока отложили.
«Я попросил консультации у государственного оракула. К моему удивлению,
он воскликнул: «Уходи! Сегодня вечером!» Медиум, продолжая находиться в трансе,
пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко
тот путь, которым я должен идти из Норбулинки до последнего тибетского города
на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, молодой монах
по имени Лобсанг Джигме потерял сознание, что было знаком ухода божества
Джордже Дракдена из его тела. Оглядываясь на это событие по прошествии лет,
я испытываю уверенность: Дордже Дракден всегда знал, что я должен покинуть
Лхасу 17 числа, но не говорил этого, чтобы предсказание не стало известно другим».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Зато в Каме и Амдо ее запустили полным ходом. Основа этой реформы – в словах известного персонажа: "Взять все, и поделить". Реформа не встречала сочувствия народа – ни "верхов", ни "низов". Началось принуждение, в ответ – сопротивление. Большинство тибетцев остались верными своим традициям. Тогда стали собирать митинги, где людей делили на "крепостников" и "рабовладельцев", с одной стороны, "крепостных" и "рабов" – с другой (10). Последних пытались заставить "бороться" с первыми. Это не выходило, тогда китайцы сами проводили реформу, репрессии и казни. Большие поместья конфисковали, богатых крестьян выгоняли из домов, землю перераспределяли, вводили новые налоги, религиозные организации разгоняли, монастыри закрывали, монахов заставляли жениться, кочевой образ жизни объявили варварством и т.д. Марксисты ошибаются, что "у сопротивления была очень узкая опора в Тибете" (11). В действительности, "узкая опора" была у маоистов.
В августе 1954 г. восстали тибетцы в южном Каме. Восстание расширялось. Начались ожесточенные бои. Китайцы приступили к артобстрелам и воздушным бомбардировкам населенных пунктов и монастырей, массовым репрессиям. Например, в 1956 г. во время празднования тибетского Нового года в Батанге с воздуха разбомбили крупный монастырь. Погибло более 2 тыс. монахов и паломников (12). В августе 1956 г. восстание распространилось и среди тибетцев Амдо. НОАК добивалась успехов, но не сразу. В "освобожденных" районах вождей и лам арестовывали, пытали и убивали, потом проводили реформу. Китайцы сгоняли жителей смотреть на расправы над их земляками, причем самыми уважаемыми. Между тем, маоистская пропаганда врала миру о всеобщей любви тибетцев к Центральному правительству КНР, об их требованиях провести реформу и т.п. Это до сих пор находит поддержку некоторых левых авторов (11). А ведь тогда, видя провал реформы в Каме и Амдо, китайские руководители сами заявляли, что в центральном Тибете не надо спешить с ее проведением…
Между тем, повстанцы создали базу в южном Тибете. К лету 1958 г. уже несколько десятков тысяч партизан объединились и стали действовать все ближе к Лхасе (5). В основном они были вооружены легким оружием. Кое-что захватили у китайцев, кое-что – в результате налета на склад Тибетского правительства. Немного устаревшего оружия получили от ЦРУ. В лагере ЦРУ тренировали партизан. Целью было давление на КНР: Америка не собиралась делать Тибет независимым. Тибетцы принимали эту помощь не потому, что поддерживали планы США, а потому, что больше никто не помогал. Не стоит забывать, что и КПК пришла к власти благодаря иностранной (советской) помощи.
В центральном Тибете появлялось все больше беженцев. Далай-лама и его правительство оказались в трудном положении: они сочувствовали повстанцам, но вынуждены были советовать сложить оружие и вернуться, в связи с явным превосходством НОАК. Повстанцы пользовались помощью земляков в Лхасе. Китайские власти потребовали от Правительства Тибета подавить восстание военной силой. Но оно не выполнило это требование, да и не смогло бы. К концу 1958 г. армия повстанцев в 80 тыс. чел. контролировала уже все округа южного Тибета и часть восточного. А к марту 1959 г. ее численность, возможно, достигла 100–200 тыс. чел. (10).
«Я не боюсь смерти, и мне было не страшно стать одной из жертв китайского нападения.
Не счесть, сколько рождений и смертей мы переживаем в этом океане самсары.
Упуская, из-за омрачений ума, это высокое понимание и веря в исключительность смерти,
незрелые люди переживают трагедию, когда возникает потребность отдать жизнь
ради родины – это небуддийское отношение. Однако я понимал, что ни народ,
ни чиновники не могут разделить моих чувств. Для них личность Далай-ламы была
высшей ценностью. Далай-лама символизировал Тибет, тибетский образ жизни,
самое дорогое для них. Они были убеждены, что если это тело прекратит существование
в руках китайцев, жизнь Тибета оборвется».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
В Лхасе к марту 1959 г. скопилось до 100 тыс. беженцев и паломников. Распространился слух (вероятно, небеспочвенный), что китайцы хотят задержать Далай-ламу во время театрального представления, на которое его пригласили в китайский штаб. 9 марта вокруг летнего дворца Далай-ламы стала скапливаться толпа. Далай-лама и министры пытались мирно разрешить конфликт, вели переговоры с китайским командованием и восставшими. Безуспешно. Собравшиеся 10 марта выбрали Комитет свободы, который объявил недействительным Соглашение из 17 пунктов. Китайцы между тем стянули к городу большие силы, в том числе танки и артиллерию. Готовился штурм. Далай-лама и его приближенные в ночь на 17 марта 1959 г. тайно покинули Лхасу и направились в Индию.
Между тем, восставшие призвали к борьбе за свободу: "Поскольку Компартия хочет уничтожить нашу религию и нацию, все люди нашего снежного края, которые едят цампу и начитывают мани (т.е. тибетцы – авт.), должны объединиться, взяться за оружие и бороться за независимость" (13). Они мобилизовали мужчин 18–60 лет. В ночь на 19 марта восставшие напали на штаб и другие китайские органы. А в ночь на 20 марта НОАК начала артобстрел столицы. К 22 марта китайцы взяли под контроль всю Лхасу. Погибло 10–15 тыс. тибетцев. 28 марта вышел приказ Госсовета КНР в связи с восстанием в Тибете (14). Тибетское правительство распустили, на него необоснованно возложили вину за случившееся, а власть передали Подготовительному комитету по созданию ТАР. Китайская сторона разорвала Соглашение из 17 пунктов.
Подавляя восстание, китайцы применяли разные виды казни, причем не только к партизанам. Тибетцев обезглавливали, избивали до смерти, отрубали конечности, распинали на кресте, топили, жгли, резали на куски, закапывали, вешали, варили и т.д. (5). За пытками и казнями заставляли наблюдать членов семьи, детей заставляли стрелять в родителей. Монахов убивали особыми способами, перед пытками старались унизить. Таких масштабов пыток и казней не было при феодальном строе. Согласно секретному докладу НОАК, захваченному партизанами, только с марта по октябрь 1959 г. в Лхасе и окрестностях было уничтожено 87 тыс. тибетцев (15). Еще 25 тыс. было арестовано (5). Заключенных стало во много раз больше, чем при феодализме. Их избыток вызвал трудности в содержании (16). Еще бы: в тюрьмы и концлагеря попало 10–15% населения Тибета (17). Там большинство умерло от голода и лишений.
Одновременно маоисты уничтожали феодально-теократический строй, религию, перераспределяли землю, разрушали саму цивилизацию тибетцев. Партруководство, наконец, добилось своего: в тибетском обществе удалось организовать раскол и создать прослойку активистов из самых темных слоев населения. С 1960 г. началась ударная коллективизация крестьянства. Естественно, она привела к развалу сельского хозяйства. В 1961–1964 гг. невиданный голод охватил Тибет. А ведь при феодалах голода там никогда не было. Коллективизацию пришлось приостановить.
В 2009 г. в КНР поднялся шум из-за двух антикварных предметов, которые были выставлены на аукцион во Франции (18). Эти предметы были украдены европейцами в XIX в. из дворца в Пекине. А вот что делали маоисты в ХХ в.
По китайским данным, в начале 1960-х гг. в будущем ТАР было 2469 монастырей со 110 тыс. монахов и послушников (19). Всего же в Большом Тибете было свыше 6 тыс. монастырей. После демократической реформы осталось около 70 монастырей примерно с 7 тыс. монахов. Всего за несколько лет! Уничтожение религиозных построек проводилось по следующей схеме (20). Приезжали специальные команды китайских минералогов, чтобы определить и изъять драгоценные камни. Потом являлись металлурги с той же целью, затем все ценное вывозилось грузовиками. Стены взрывали, деревянные балки и опоры забирали. Глиняные скульптуры разрушали в надежде найти драгоценные камни. Сотни тонн ценных статуй, икон-тханка, изделий из металла и других сокровищ вывезли в Китай. Туда шли целые караваны военных грузовиков с металлическими статуями (21).
Это мародерство называлось перераспределением богатства в период демократической реформы. Наиболее ценные предметы были переданы в китайские музеи, проданы на международных аукционах, разворованы китайскими чиновниками. Такие предметы время от времени всплывают на аукционах и сейчас. Для иностранцев власти дают разрешения на вывоз (21). Но большинство произведений искусства было уничтожено. Тханки сожгли, металлические изделия переплавили. Лишь одна литейня около Пекина закупила ок. 600 тонн тибетского металла "в виде ремесленных работ". А всего таких литейных было не менее пяти… С тех пор старые произведения тибетского искусства – редкость на своей родине.
«Жалкое зрелище, должно быть, открылось группе индийских пограничников, которые
встретили нас на границе: восемьдесят путников, прошедших тяжелое испытание и
измученных телом и душой. … Никто из нас не имел представления о том, что сведения
о нашем побеге были на первых полосах газет по всему миру, и что в далекой Европе
и Америке люди с интересом ожидали, и, я надеюсь, с сочувствием, когда станет
известно, спасся ли я».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Цепляясь за власть, Мао Цзэдун начал в 1966 г. Великую пролетарскую культурную революцию. Целью была ликвидация старых парткадров, а реальным содержанием – уничтожение культурного наследия, традиций, создание конфликта поколений. В Тибете это должно было увековечить китайское господство. Армия и чиновники должны были обеспечивать успех хунвэйбинам (красным охранникам) и цзаофаням (бунтарям). В мае 1966 г. из Пекина в Лхасу доставили первую группу хунвэйбинов. Началось зомбирование молодежи. Хунвэйбины объявили войну "четырем старым": идеям, культуре, привычкам и обычаям (10). Составили программу из 20 пунктов по уничтожению религии – запретили практически все, даже перебирать четки. Тибетцев заставляли менять национальную одежду на "маоцзэдуновки" полутюремного фасона, запретили носить косы, кланяться, использовать традиционные приветствия и т.д. Фактически, все тибетское подлежало уничтожению. Учебные заведения не работали: учащихся приобщали к "бунту".
Банды хунвэйбинов и цзаофаней терроризировали население, врывались в дома, ломали все, в чем усматривали местные традиции. Бывших аристократов, лам и всех, кого подозревали в нелояльности, подвергали сеансам "тамцинга" – "критики". Она состояла в принародном избиении человека, сопровождаемом издевательствами. Сеансы "критики" могли быть ежедневными или более редкими, на сцене или на улице. Их регулярно повторяли, иногда много месяцев подряд. Жертвы часто становились калеками или умирали.
В период Культурной революции были разрушены почти все оставшиеся монастыри. В итоге в Большом Тибете осталось то ли 7, то ли 13 монастырей (23). Разрушать старались руками местных: кто отказывался участвовать, подвергался "критике". Среди разрушенных оказались величайшие святыни и памятники мировой культуры: первый тибетский монастырь – Самье (VII в. н.э.), главные монастыри конфессий Тибета: Ганден (главный монастырь школы Гэлуг), Сакья (школы Сакья), Цурпху (школы Кагью), Миндролинг (школы Ньингма), Менри (религии бон) и т.д. Подвергся разгрому главный храм Тибета – Джокханг. Находившиеся там святыни, шедевры религиозного искусства были в основном разломаны. В храме сделали "штаб" хунвэйбинов и свинарник. Были осквернены и уничтожены святыни местных мусульман. К нашему времени в Тибете восстановлена лишь половина разрушенного... Но современные "леваки" превозносят Культурную революцию и оправдывают ее преступления (24).
Уничтожая религию и культуру, "бунтари" не забывали о ликвидации старых парткадров. Но те дали отпор: организовали собственные банды цзаофаней (10). Пошли стычки, перешедшие в многодневные бои с применением оружия. В них гибли тысячи людей. В 1968 г. в Пекине признали, что события в Тибете равнозначны гражданской войне. Власть передали армии, стали повсеместно создавать ревкомы. Взять "бунтарей" под контроль удалось не сразу, погибло еще много народу.
И вот коммунисты вернулись к своей извечной мечте – коллективизации сельского хозяйства. Массовая кампания по созданию коммун развернулась в 1968–1969 гг. (10). Коллективизировали все вплоть до чайников, люди обязаны были питаться в общей столовой и т.п. Главной функцией коммун было обслуживание и прокорм войск. "Освобожденный от крепостников" труд мог длиться день и ночь. "Помощь" военных в сборе урожая часто сводилась к его конфискации, и крестьяне вынуждены были питаться тем, что давала скудная природа высокогорья – например, дикими кореньями. В 1968–1973 гг. Тибет поразил новый голод от замены традиционных зерновых озимой пшеницей (непригодной в данных условиях), реквизиций продовольствия для НОАК, перевода кочевников в оседлость и коллективизации.
«После того, как я оставил страну, около 60 тысяч беженцев последовали за мной в изгнание,
несмотря на трудности, которые ожидали их при пересечении Гималаев, и опасность попасть
в руки китайской охраны. Многие из них уходили маршрутами, гораздо более трудными
и опасными, чем мой. Среди них были ламы, очень известные в нашей стране, ученые-эрудиты,
около пяти тысяч монахов, правительственные чиновники, купцы, солдаты и великое множество
простых крестьян, кочевников и ремесленников. Некоторые привели с собой свои семьи, дети
иных умерли при пересечении гор. Эти беженцы разбросаны теперь по поселениям в Индии,
Бутане, Сиккиме и Непале».
Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы
Отстранив тибетцев от управления их страной, маоисты преображали ее по своему усмотрению: развивали промышленность, вели партстроительство, проводили милитаризацию и т.д. Но "освобожденный" народ продолжал бороться. Тибетцы были разобщены и плохо вооружены. И все-таки до 1960 г. они удерживали часть Амдо и западного Тибета, затем переместились в центральный и южный. В 1962–1976 гг. там было 44 открытых восстания (7). ЦРУ помогало партизанам, но большинство групп действовало независимо. Координация отсутствовала. Перед Культурной революцией между р. Цангпо и непальской границей действовало 30–40 тыс. тибетских партизан, а после коллективизации борьба усилилась. Далеко не все группы формировались и снабжались из-за рубежа. Образовывались самостоятельные отряды в тысячи человек. Они препятствовали коллективизации, нападали на китайских солдат, представителей власти, разрушали коммуникации, военные объекты и т.д. Были убиты и ранены более тысячи солдат и кадровых работников. В ответ шли рейды, показательные суды и расстрелы. США перестали помогать тибетским партизанам после того, как наладили связи с КНР. Мао, обвинявший СССР в "ревизионизме" за улучшение отношений с США и разрядку напряженности, теперь сам наладил контакты с "оплотом империализма". Партизанская война в Тибете сошла на нет. Больше ничто не угрожало власти КНР.
Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или "перевоспитание" их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН (25). Такую оценку дал Комитет по соблюдению законности Международной комиссии юристов, ассоциированной с ООН (20). Но необходимо подчеркнуть: вину за эти эксцессы нельзя возлагать на какой-либо народ в целом, в том числе китайский. Как говорил И.В. Сталин, "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается".
Итак, в 1950-х гг. Тибет впервые в своей истории стал частью Китая. Но вопрос о законности этого не закрыт. Соглашение о "мирном освобождении" Тибета было подписано под угрозой силы, члены делегации не имели надлежащих полномочий, печати были подделаны, китайская сторона сначала нарушала Соглашение, а потом вообще разорвала его. Потому Мао и говорил: "Они дали мне предлог для развязывания войны… Чем мощнее мятеж, тем лучше" (26). Наконец, само Соглашение не было официально ратифицировано тибетской стороной, а документов, заменяющих его, так и не появилось. По мнению экспертов по международному праву, это Соглашение с самого начала было нелегитимным, военное вторжение КНР противоречило Уставу ООН и ряду других международных документов, а последующее владение территорией не легитимировало захват (7). Следовательно, Тибет – оккупированная страна.
Семен Китаев
Подробности
(1)
(2) Goldstein M.C. 2007. A history of modern Tibet. Vol. 2. The calm before the storm: 1951-1955. Berkeley – Los Angeles: Univ. of California Press.
(3) Шакабпа В.Д. 2003. Тибет: политическая история. СПб: Нартанг.
(4) Текст
(5) Далай-лама. 1992. Свобода в изгнании. СПб: Нартанг; Далай-лама. 2000. Моя земля и мой народ. СПб: Нартанг – Corvus.
(6) Promises and lies: "The 17-point Agreement". The full story as revealed by the Tibetans and Chinese who were involved. 2001. – Tibetan Bulletin, March–June, p.24-30.
(7) Van Walt van Praag M.C. 1987. The status of Tibet: History, rights, and prospects in international law. Boulder, Colorado; Westview Press.
(8) Promises and lies…
(9) news.xinhuanet.com ..
(10) Богословский В.А. 1978. Тибетский район КНР (1949–1976). М.: Наука.
(11) М. Паренти .
(12) blackrotbook.narod.ru .
(13)www.asiafinest.com
(14) Текст см.: О тибетском вопросе. 1959. Пекин: изд. лит. на иностр. яз., с.1-3.
(15) Тибет под властью коммунистического Китая: 50 лет. 2001. Дхарамсала: Деп. информ. и междунар. отн.
(16) www.asiafinest.com
(17) www.friends-of-tibet.org.nz .
(18) www.russian.xinhuanet.com .
(19) Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит.
(20) .
(21) http://www.rfa.org/english/commentaries/cambodia_cullumoped-04042008160706.html/tibet_smith-04042008160846.html.
.html
(23) Tsering B.K. 1985. Religion in Tibet today. – Tibetan Bulletin, v. 16, no. 1, p. 14-15.
(24) Например, rwor.org .
(25) http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm.
(26) Юн Чжан, Холлидей Дж. 2007. Неизвестный Мао. М.: Центрполиграф, с.481.