Битва за Англию и операция «Морской лев» относятся к неудавшейся попытке Гитлера захватить в 1940 году. Неудавшейся не без помощи России, так как приказ об отмене всех приготовлений по высадке десанта на берега Великобритании был отдан фюрером 9 января 1941 года, когда немцев остановили под Москвой, и все силы Германии стали направляться на войну с нашей страной. Но если «Морской лев» - операция по захвату Англии, то битва за Британию (термин введен с подачи Черчилля) подразумевает только сражения ВВС и попытку Германии захватить господство в небе над этой страной.
Заключительный аккорд в порабощении Европы
После войны некоторые высокопоставленные военные германские чины заявляли, что Гитлер вообще никогда не думал серьезно о нападении на Великобританию. Скорее всего, после разгрома французской армии он был уверен, что страна за Ла-Маншем уже у него в кармане. И не избежать бы Англии участи Франции, с которой восемь месяцев фюрер вел «шутливую войну», вплоть до 9 мая 1940 года, если бы не война с Россией. «Морской лев» - операция, задумываемая как высадка германского десанта, - был утвержден 16 июля 1940 года. План Seeliwe был таков - первоначально 25 дивизий должны были форсировать Ла-Манш и высадиться на английском берегу между Дувром и Портсмутом.
Ла-Манш - естественная защита Англии
Но многие понимали, что высадка десанта - дело рискованное, а «Морской лев» - операция скорее авантюрная, потому что Англия имела очень хороший морской флот и многовековой опыт также были довольно сильны. То есть переправить десант было очень сложно. Поэтому одну из составляющих а именно сухопутные войска, из операции «Морской лев» исключили. Решено было сначала уничтожить или подавить ВВС Англии и расчистить Ла-Манш. Дату начала операции все время переносили. Естественно, Англия была крайне заинтересована в нападении Гитлера на Советский Союз и всячески этому способствовала.
Серьезная подготовка
«Морской лев», операция нападения Германии на Туманный Альбион, все время пересматривался, вносились коррективы, дата начала переносилась. Было решено, что не 25, а 40 дивизий примут участие в форсировании Ла-Манша, на материковом берегу которого, в оккупированных приморских городах - Шербуре и Роттердаме, Кале и Остенде, накапливались в больших количествах средства переправы - 1722 баржи и 471 буксир. Кроме того, немцы предполагали задействовать 1161 катер и 155 единиц водоизмещением 3000-5000 тон. Акцент был сделан на ВВС Германии (Люфтваффе), поддерживать которые должны были 13 береговых орудий.
Битва за Англию
7-8 августа начались бомбардировки Англии, кодовое название - «Орлиный налет» (Adlerangriffe). Первый день, имеющий кодовое название «День орла» (Adlertag), считается официальной датой начала битвы за Англию (хотя в других источниках 13 сентября числится официальной датой начала операции «Орел», которая была составной частью десантной высадки «Морской лев»). Операция, дата начала которой так и не была утверждена (высадка десанта, как известно, тоже не произошла), часто называется «несостоявшимся прыжком Морского льва». 13 февраля 1942 года адмирал Редер в последний раз имел беседу с фюрером об этой операции, после чего она была окончательно снята с повестки дня.
Истинный переломный пункт в войне
Как отмечалось выше, осенью 1940 года операция по вторжению в Англию была перенесена на весну 1941-го. Что бы ни писали сейчас о переломных моментах во Второй мировой войне, только остановка войск Гитлера под Москвой и разгром их под Сталинградом избавили Великобританию от порабощения.
Спасли их море и русская армия, до исторических побед которой англичане терпели поражение за поражением и в пустыне, и у своих берегов. Только приказ Гитлера остановил наступление немцев под Дюнкерком и позволили переправить 330 тысяч солдат армии союзников через Ла-Манш.
Воздушный паритет
Операция «Морской лев» была проведена летом 1940 года. Собственно, не сама высадка десанта и захват а бомбардировки Англии, которые должны были расчистить путь сухопутным войскам. Но документально утверждена была операция 16 июля 1940 года, а полностью отменена 9 января 1941-го. Операция «Орел», составная часть «Морского льва», прекратилась в сентябре, и немцы вынуждены были признать, что господства в воздухе они не достигли и, чтобы сохранить Люфтваффе, надо прекращать бомбежки Лондона и вторжение откладывать на неопределенный срок. А дальше по понятным причинам к этой идее уже не возвращались.
Начало полного уничтожения европейских городов с воздуха положено
Так закончилась операция «Морской лев». Сорванное вторжение в Англию ни в коем случае нельзя считать заслугой только этой страны. Хотя Великобритания и нанесла воздушные удары по Германии, не вынашивай Гитлер планы нападения на Россию, в Англии «не долго б музыка играла». Разрушительным бомбежкам Лондона предшествовала навигационная ошибка немецких летчиков, в результате которой бомбы были сброшены не на военные заводы, находящиеся в пригороде английской столицы, а в ее центр.
Британцы совершили четыре ответных налета на Берлин. И хотя разрушения и жертвы были незначительными, а берлинцы не напугались, а скорее удивились, Гитлер был возмущен и отдал приказ о массированных бомбардировках именно которые начались 7 сентября. В этот же день в Англии прозвучал сигнал «Кромвель», предупреждающий о начале вторжения германских войск. 7 сентября бомбежки были самыми сильными и нанесли самые большие разрушения, 9 сентября - менее значительными, 15-го - еще менее. 17 сентября в приморских портах Германии начался демонтаж оборудования, предназначенного для наступления. Немцам не удалось добиться превосходства в небе и расчистить путь для «Морского льва». Но это нельзя рассматривать как победу над германскими войсками и поворотный пункт в войне. Тем более что в дальнейшем бомбежки немцы не прекратили, и город Ковентри в 1940-1942 годах был стерт с лица земли.
Одновременно с описываемыми выше боями на море у западных границ рейха шли решающие сражения на суше. Бельгия, Нидерланды и Северная Франция были заняты немцами в ходе начавшегося 10 мая 1940 года мощного наступления в ходе Французской кампании. 4 июня 1940 года пал Дюнкерк, и английские экспедиционные силы были отброшены за Ла-Манш, понеся тяжелые потери в живой силе и технике. Эвакуация англичан, которой благоприятствовала хорошая погода, прошла при активной поддержке авиации и флота. Всего в ней участвовало 861 судно, от крупных до самых маленьких, из которых 243 были потоплены, в том числе 34 военных корабля (самыми крупными из которых были эсминцы). Всего из Дюнкерка было эвакуировано 339 тысяч англичан и французов. Еще 136 тысяч англичан и 20 тысяч поляков были перевезены из других портов Северной Франции. Благодаря перебазированию в порты захваченного германскими войсками побережья нескольких флотилий торпедных катеров удалось потопить 6 эсминцев, 2 подводные лодки, вспомогательный крейсер и 2 транспорта противника. Ограниченное участие германского флота в этих событиях объясняется в первую очередь тем, что большое количество германских военных кораблей в это время находились в водах Норвегии, где они понесли существенные потери в боях с противником.
Еще и сегодня нередко поднимается вопрос о возможности немедленной после Дюнкерка высадки десанта на Британские острова, на который следует с уверенностью ответить, что такой возможности у немцев не было. Несмотря на создание штаба оперативного руководства вермахта, предварительной подготовки к десантированию не велось. Когда же возникала практическая необходимость в организации взаимодействия всех трех видов вооруженных сил, как это было, например, при захвате Норвегии, приходилось каждый раз создавать особый штаб, который, проделав определенную работу, прекращал свое существование.
Кроме того, немцам не хватало транспортных средств для немедленной переброски в Англию своих дивизий вместе с боевой техникой. Для проведения такой операции германским люфтваффе и кригсмарине следовало установить свое господство не только у берегов Германии, но и в большей части акватории Северного моря, над Ла-Маншем и над южной частью Англии, что, несмотря на большие успехи люфтваффе и кригсмарине, сделать не удалось. Порты для выгрузки десанта на побережье Англии нужно было захватывать силами флота, парашютных и посадочно-десантных войск. Эти три необходимых элемента имелись, однако, в явно недостаточном количестве, да и к тому же оба германских линкора, участвовавшие в Норвежской операции, получили большие повреждения и вынуждены были на несколько месяцев уйти в ремонт. Но даже если бы эти корабли находились в полной боевой готовности, они все равно не смогли бы ничего сделать против подавляющего превосходства англичан на море. Нельзя забывать следующее: любые мимолетные успехи, которых одной из воюющих сторон посчастливилось достичь в результате использования момента внезапности, еще далеко не обеспечивают завоевания господства на море или в воздухе, а без этих предпосылок разговоры о десантных операциях большого масштаба остаются пустым звуком. Рассчитывать на выгрузку тяжелой техники с обычных судов на необорудованный берег - не более чем утопия.
Иными словами, к высадке десанта на территории Англии нужно было сначала подготовиться. Приказ о начале планирования операции «Зеелеве» («Морской лев») был отдан 2 июля 1940 года. И в Германии, и в оккупированных ею районах были реквизированы все подходящие морские и речные суда, которые были оборудованы для небольших переходов по спокойному морю, снабжены десантными трапами и сосредоточены в портах Бельгии и Северной Франции. Судостроительной промышленности был сделан заказ на постройку десантных самоходных барж, однако до середины октября их было изготовлено лишь немного.
В войсковых частях, предназначенных для десантирования, были организованы учения по посадке на суда. Было подготовлено значительное количество мин, чтобы отгородить зону операции в Ла-Манше с востока и запада. Формировалось несколько соединений тральщиков и сторожевых судов, организовывались опорные пункты для подводных лодок и торпедных катеров. Все эти отнимающие много времени мероприятия планировалось закончить к середине августа. В этой связи нельзя не вспомнить о последующем опыте десантных операций. Ведь значительно более мощной промышленности США и Англии понадобилось целых два года, чтобы подготовиться к высадке в Нормандии, причем имея печальный опыт неудавшейся высадки в районе Дьепа, которая продемонстрировала все трудности десантирования современных дивизий на берег, занятый противником.
К назначенному сроку, 15 августа, подготовка закончена не была! Пришлось перенести начало вторжения сначала на 21 сентября, а затем и на более позднее осеннее время, тем более что люфтваффе так и не завоевали необходимое для успеха господство в воздухе. В конце концов время года и сама погода поставили под сомнение выполнимость замысла немцев. К этому добавилось еще одно важное обстоятельство. Господство противника на море еще больше укрепилось. Попытка восполнить отсутствие господства на море господством в воздухе провалилась, и большую роль в этом сыграло своеволие Геринга, который сконцентрировал свои самолеты не для ударов по объектам в районе следования десантных судов и в районе высадки десанта, а направил их на Англию, в целом намереваясь склонить ее к миру. Германская авиация во время Битвы за Англию понесла большие потери, а британцы успели преодолеть свое отставание в отношении количества самолетов и боевой выучки экипажей. О господстве в воздухе даже над Ла-Маншем больше не могло быть и речи. В соответствии со сложившейся обстановкой в середине октября 1940 года операция «Зеелеве» была отменена. Часто говорят, что вторжение в Англию все же могло быть успешным. Такое утверждение представляется в высшей степени сомнительным, тем более что, пока немцы готовились к операции, англичане тоже не сидели сложа руки.
В трудное для Англии лето 1940 год, полное испытаний и горечи поражения, немецко-фашистское командование, опьяненное военными успехами, осуществляло практическую разработку планов захвата Британских островов, вошедших в историю под кодированным названием «Seelöwe» (Морской лев).
Как стало известно из захваченных немецких архивов, вскоре после нападения на Польшу германское военно-морское министерство приступило к изучению проблемы вторжения в Англию. Гросс-адмирал Редер, командовавший фашистским флотом, уже 29.XI.1939 года представил первый набросок плана вторжения фашистских армий на Британские острова 1 .
Предварительными условиями вторжения в Англию он считал установление полного контроля над портами и устьями рек французского, бельгийского и голландского побережий и создание здесь соответствующих баз. Поэтому, до поры до времени, проект вторжения на Британские острова носил лишь теоретический характер.
После Дюнкерка и завершения разгрома Франции все эти условия были выполнены, и адмирал Редер мог предложить Гитлеру такой план. Он, действительно, поспешил сделать это, когда стало ясно, что разгром английских и французских армий по существу предрешен.
Еще 21 мая Редер в беседе с Гитлером, состоявшейся в Шарлевиле, поставил вопрос о десанте в Англию 2 . На секретном совещании у Гитлера 20.VI.1940 года с участием Кейтеля, ответственного за высшее стратегическое планирование фашистских войн, Браухича, Гальдера, Хойзингера, Редера и других нацистские главари приняли решение о вторжении в Англию 3 .
Десанту, по предложению Редера, должно было предшествовать энергичное воздушное наступление с направлением главного удара против английского военно-морского флота. Другим важным условием наступления являлось завоевание германской авиацией господства в воздухе.
Спустя 10 дней после совещания фашистских руководителей начальник штаба оперативного руководства ОКБ Йодль представил Гитлеру памятную записку, гласившую, что если не удастся завершить войну с Англией политическими средствами, то ее необходимо силой поставить на колени.
Для десанта в Англию, указывал Йодль, должно быть выставлено не менее 30 дивизий, против которых англичане не смогут выставить более 20 соединений. Записка Йодля явилась основой всех дальнейших планов подготовки к войне с Англией.
В последнюю неделю июня и в начале июля германское военное командование вплотную занялось планом завоевания Британских островов. 01.VII.1940 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Гальдер обсуждал в Берлине вопрос о войне против Англии с начальником штаба военно-морских сил адмиралом Шнивиндом.
1 Wheatley R. Op.cit., p.3-4.
2 Klee K. Das Unternehmen «Seelöwe». Gottingen, 1958, s.57.
3 Reeder E. Mein Leben. Tubingen, 1957, s.228-229.
ФавНесостоявшееся вторжение… Высадка вермахта в Англии в 1940 году до сих пор вызывает множество споров. Казалось бы, после разгрома Франции победа в войне близка. Немецким силам оставалось лишь преодолеть Ла-Манш и захватить Британские острова. Но могли ли они это сделать? Попробуем разобраться.
Близок локоть, да не укусишь
Гитлер продолжал« ухаживать» за Францией даже после того, как она объявила войну Германии. Это положило начало« странной» войне, в которой вермахт не вёл активных боевых действий на Западном фронте.
Ситуация изменилась спустя полгода. Перед немцами пала Норвегия, а затем Бельгия и Нидерланды. Франция продержалась чуть больше месяца. Немецкие силы разбили её армию, и 22 июня 1940 года Республика капитулировала.
Великобритания оказалась в сложном положении. Остатки её экспедиционного корпуса удалось эвакуировать через Ла-Манш. Как вспоминал Уинстон Черчилль, после поражения во Франции на Британских островах нашлось бы« …не больше 20 тысяч обученных людей, 200 пулемётов, 50 танков».
Казалось, всего один рывок немецкой армии через Канал - и победа обеспечена. Однако этому мешали флот и ВВС Великобритании, которые были готовы лечь костьми, но утопить вражеский десант в прибрежных водах. Английское радио дразнило немцев, транслируя в эфир слова Черчилля:
« Мы ждём обещанного вторжения, рыбы тоже».
Сэр Уинстон понимал, что они не придут. Немецкий флот не был способен обеспечить высадку, которую так желала армия. И чтобы сдержать порывы генералов переплыть Ла-Манш, немецким адмиралам предстояло убедить фюрера в нецелесообразности этой затеи с вторжением… Но как?
Высаживаемся или нет?
Вопрос о высадке в Англии интересовал командование кригсмарине ещё с начала войны. Однако обсудить эту тему с Гитлером главнокомандующему кригсмарине - гросс-адмиралу Эриху Редеру - удалось лишь 21 мая 1940 года. Он сказал фюреру, что десант возможен лишь« гораздо позднее, если вообще возникнут благоприятные условия». Таким образом Редер пытался донести до горячих голов в вермахте, что предпосылок для высадки нет.
Казалось бы, ему удалось убедить Гитлера. 18 июня на встрече Редера с армейцами представитель Верховного командования, полковник Вальтер Варлимонт, так и заявил: фюрер не говорил ни о каком плане высадки, поскольку сознает« экстраординарные трудности таковой».
Однако спустя две недели немецких адмиралов огорошило распоряжение фюрера о подготовке к вторжению в Англию. Верховный главнокомандующий решил: высадка осуществима при определённых условиях. И самое важное из них - господство в воздухе. Но дату операции, которая получила название« Морской лев», Гитлер оставил открытой.
Адмиралы почесали затылки. Им поручили оценить возможность переброски через Ла-Манш 25-40 дивизий. А именно: на чём их везти, как защитить десант в море и где его высадить. Единственное, что утешало моряков, - все приготовления были гипотетическими. Так как плана высадки пока не существовало. А это значит, что можно переубедить командование отказаться от операции.
Вопросы без ответов
Прежде чем заняться анализом ситуации, офицеры флота хотели понять, с чем им придётся иметь дело. Гросс-адмирал Редер отправил в штабы сухопутных войск и ВВС несколько вопросов. Его интересовало: какие войска будут участвовать в десанте, места их погрузки и высадки; сведения о необходимом оборудовании и боеприпасах, и даже состав войск в отдельных пунктах передислокации.
Однако он не получил нужных сведений. Ответы на вопросы флота штабы отсрочили. Чтобы быть в курсе, что вообще происходит в штабах армии и люфтваффе, Редер командировал туда нескольких своих офицеров. А вообще моряки желали создания единого командования высадкой, в котором они бы не играли главной роли, но имели определённую свободу, чтобы принимать решения по морским вопросам.
()Пока генералы думали, адмиралы просчитывали детали операции. Пришли, например, к тому, что использовать 280-мм и 380-мм орудия в качестве прикрытия десанта в море будет неэффективно. Пушки будут стрелять очень медленно и неточно.
Кроме того, создавать боезапас для 380-мм береговой батареи пришлось бы за счёт новейших линкоров. В результате орудийные погреба« Бисмарка» и« Тирпица» останутся пустыми. Поэтому начальник отдела, отвечавшего за боеприпасы флота, был категорически против использования таких пушек и просил не строить иллюзии на этот счёт.
Отдельно стоял вопрос о минах. Они были нужны в огромном количестве, а у немцев столько не было. Но тут морякам помог Гитлер, который решил« ограбить» Муссолини. После капитуляции Франции итальянцам в руки попали запасы мин французского средиземноморского флота. И фюрер потребовал их.
Приказ № 16
Пока адмиралы прикидывали шансы, генералы убедили Гитлера действовать. 16 июля Верховное командование отдало приказ № 16 о подготовке к« возможному исполнению» вторжения в Англию. Цель: лишение Великобритании Британских островов как базы для войны с Германией, вплоть до их полной оккупации.
В приказе говорилось, что высадка десантов должна будет производиться широким фронтом от города-порта Рамсгита до острова Уайт. Немецким силам предстояло парализовать ВВС противника, создать проходы в минных полях, обеспечить защиту флангов десанта и контроль прибрежных вод береговой артиллерией. А кроме того, ослабить британский флот и связать его боем. Все приготовления к операции« Морской лев» должны были завершиться к середине августа 1940 года.
План вторженияНепосредственно на кригсмарине возлагалась задача доставить транспортные средства к местам погрузки десанта и обеспечить защиту флангов во время переправы. А ещё создать береговые батареи и в дальнейшем управлять их стрельбой.
Редер удивился. Ещё недавно Верховное командование было против такой операции, но теперь отбросило сомнения и считало её реальной. Гросс-адмирал полагал:« наверху» явно не понимают трудности и исключительную опасность попытки« переплыть» Канал.
Его штаб считал шансы на успех минимальными.
Во время Норвежской кампании сыграл свою роль эффект неожиданности, но при форсировании Ла-Манша он бы отсутствовал. Англичане встретили бы немцев во всеоружии.
Моряки сомневались. Они не были даже уверены, что к сроку удастся собрать средства для десанта. Не говоря уже о более глобальных задачах: завоевании господства в воздухе или создании минных проходов у английского побережья. Да и сведений о возможных действиях вражеского флота у немецких сил попросту не было.
Поэтому на встрече с главкомом сухопутных войск, фельдмаршалом Вальтером фон Браухичем главком кригсмарине раскритиковал план вторжения. Он заявил, что армия явно не понимает, какую авантюру затевает. Но Гитлер и фон Браухич всё равно желали знать, успеет ли флот всё подготовить к положенному сроку.
Редер ушёл несолоно хлебавши готовить ответы на вопросы фантазёров из Верховного командования.
И как мы это сделаем?!
Тем временем армия определилась с планом завоевания Англии. Высадка должна была осуществляться в два этапа. C первой« волной» десанта на английский берег высадилось бы около 90 тысяч человек, несколько тысяч лошадей, более 500 танков. А также артиллерия, грузовики и другой транспорт. Вторая« волна» включала бы уже 160 тысяч человек и почти два миллиона тонн грузов.
Чтобы переправить через Ла-Манш только первую« волну» требовалось огромное количество транспортных средств. Но к концу июля в гаванях Остенде, Шербура и Гавра удалось собрать только 45 пароходов, чуть более 600 барж, почти две сотни буксиров и 550 моторных лодок.
Для управления транспортом только« первой» волны нужно было не менее 25 тысяч человек. Кригсмарине могли выделить только четыре тысячи. В виде крайней меры для комплектования экипажей десантных средств пришлось бы снять команды с« Тирпица»,« Шарнхорста»,« Гнейзенау»,« Шлейзвиг-Голштейна»,« Лейпцига» и трёх эсминцев.
Кроме этого, пришлось бы обобрать до нитки береговую оборону Германии и Норвегии, учебные части и береговые службы. А для доставки в Англию второй« волны» десанта предстояло использовать команды оставшихся кораблей. Это привело бы к тому, что ВМС Германии перестали бы существовать как боевая единица.
Учитывая всё это, а также множество других причин, штаб кригсмарине подготовил фюреру меморандум по операции« Морской лев».
Флот против
31 июля 1940 года гросс-адмирал Редер встретился с Гитлером для доклада. Он заявил фюреру: флот не может гарантировать начало операции раньше 15 сентября. Но и эта дата может рассматриваться, только если люфтваффе достигнет господства в воздухе - что пока вилами на воде писано.
Говорил Редер и о навигационных условиях, из-за которых для проведения операции пригодны лишь несколько дней каждого месяца. И что с учётом окончания подготовки конец сентября - самое раннее время, возможное для высадки. А к этому моменту подходящей погоды уже не будет. Что район высадки(Рамсгит - остров Уайт) не может быть защищён от вражеского флота фланговыми минными заграждениями даже при господстве люфтваффе в воздухе. А операция по переброске войск через Ла-Манш двумя« волнами» может затянуться на несколько недель. Поэтому она вряд ли возможна, так как хорошая погода в конце сентября и в октябре не ожидается.
Завершая доклад, гросс-адмирал сказал Гитлеру, что его штаб против высадки в этом году. И если уж и высаживаться, то надо всё хорошо подготовить. Поэтому десант стоит отложить до мая 1941 года. И провести его узким фронтом, в районе Дуврского пролива. А к тому времени может быть Геринг победит англичан в воздухе и они сами запросят мира. Тогда высадка вообще не будет нужна.
Конец« Морского льва»
Фюрер согласился с доводами моряков. Но вскоре изменил решение и приказал готовить высадку к 15 сентября на узком фронте. При этом Гитлер внимательно следил за сражением люфтваффе с английскими ВВС. Он ещё лелеял надежду на победу Геринга, который вёл с Великобританией свою войну.
Изменение первоначального плана армия встретила в штыки. Генералы хотели тонуть по всему Ла-Маншу, а не только у Дувра.
Это привело к настоящим« баталиям» между командованиями ВМС и сухопутных войск. По мнению адмиралов, в своём плане генералы почему-то не учитывали больших потерь при переправе, которые означали бы крах операции.
Как бы то ни было, 17 сентября Гитлер признал: вторжение не может быть осуществлено в запланированные сроки. Его необходимо перенести на более позднее время. Фактически это был отказ от проведения операции вообще, поскольку и в 1941 году немецкий флот не был способен её выполнить.
Редер не мог понять, почему фюрер так долго тянул с этим решением. Но Гитлер знал, что отказ высадки« неизбежно стал бы выгодой для англичан, укрепляющий их престиж». Потому и тянул время, пытаясь поддерживать у противника уверенность, что операция вот-вот начнётся.
Фюрер понимал: вторжение на Британские острова - это его последний козырь против Великобритании. А в игре с англичанами ему не хотелось остаться без козырей.« Морской лев» был большим блефом Гитлера.
Операция «Морской лев» должна была завершиться в течение месяца после ее начала. Командование операциями по разгрому Англии возлагалось на фельдмаршала Рундштедта, в течение шести недель обеспечившего разгром Франции. морской военный англия разведка
На следующей стадии кампании в борьбу должна была вступить армейская группировка фельдмаршала Бока. Общее руководство разгромом Англии Гитлер брал на себя.
Немецкое командование, готовясь к осуществлению своих разбойничьих планов, приказывало к 01 августа главным штабам армии, военно-морских сил и ВВС передислоцироваться в район подготовки десанта. О том, насколько широко и тщательно готовилась операция «Морской лев», свидетельствуют тысячи других документов фашистского генерального штаба, штабов групп армий и отдельных армий, корпусов, дивизий, полков, вплоть до батальонов.
Среди этих документов можно найти отпечатанные памятки «О погрузке войск на корабли», «О первом бое после высадки», «О поведении войск на борту десантных кораблей», «О преодолении водных преград штурмовыми ботами, транспортами и с помощью подвесных мостов»2.
Некоторые материалы анализируют тактику английской армии и английских волонтеров и соответственно поведение и тактику фашистских войск. Отделом боевой подготовки генерального штаба сухопутных сил была составлена специальная инструкция «Бой в тумане».
В директивах немецко-фашистского командования с большой методичностью и скрупулезностью ставились задачи не только армии, флоту и ВВС, но и инженерной службе, корпусу связи, другим родам войск, вплоть до хлебопекарных рот, санитарных, снабженческих и иных подразделений. Были продуманы вопросы обеспечения войск электроэнергией, снабжения десантников водой.
Ответственным за это назначался один из братьев Шпейделя, служивший в управлении главного интенданта (сам Ганс Шпейдель в это время возглавлял штаб фашистских оккупантов во Франции и Бельгии). Правда, в планах гитлеровского командования имелись существенные недоработки: оставался нерешенным вопрос об организации противовоздушной обороны районов сосредоточения десанта, о парашютно-десантных войсках, которые должны были сбрасываться в окрестностях Лондона и других английских городов, отсутствовало решение по ряду других конкретных проблем.
Однако все эти недоработки в дальнейшем, бесспорно, могли быть устранены. Особое внимание в директивах фашистского командования уделялось обеспечению секретности десанта.
Один из пунктов гитлеровской директивы №16 гласил: «Подготовка запланированной высадки десанта должна быть строго засекречена. Сам факт подготовки десанта в Англию скрыть невозможно. Тем большее значение имеет засекречивание всеми средствами времени осуществления запланированного десанта и районов переправы».
Для обеспечения внезапности вторжения немецкое командование разработало секретные планы дезинформации противника. В одном из приказов фон Бока по группе армий «Б» содержалось специальное требование осуществлять «дезинформацию в приказах».
По мнению многих западноевропейских историков - К. Клее, К. Ассмана, Лиддел-Гарта и других, немецкое командование вполне могло завершить все приготовления к десанту в августе сентябре 1940 года.
Превосходство Германии над Англией
С какими английскими силами планировало сразиться немецкое командование? По данным разведки германского генерального штаба, в начале августа 1940 года английская армия располагала на побережье для обороны юга страны 13-14 дивизиями.
Общая численность действующей армии оценивалась разведкой в 320 тысяч человек, армии резерва - в 100 тысяч инструкторов и 900 тысяч возможных новобранцев1. Фактически, по данным Черчилля от августа 1940 года, на всем южном побережье Англии было сосредоточено 8 дивизий. Во второй половине сентября после экстраординарных мер по формированию новых соединений английское командование располагало на широком фронте южного побережья 16 дивизиями, из них тремя бронетанковыми2.
Лишь в июне военный кабинет Англии принял решение о реорганизации полевой армии, которая имела бы 26 дивизий; из них всего 2 дивизии были бы танковыми3. К середине августа, по английским данным, эти 26 дивизий были созданы.
Но, что это был за «ударный кулак» Черчилля и начальника имперского генерального штаба Аллана Брука, сменившего на этом посту генерала Айронсайда? Гитлеровский генштаб явно переоценивал силы противника. Правда, к сентябрю 1940 года боеспособность английской армии несколько возросла.
Танковые части насчитывали в начале месяца 240 средних и 108 тяжелых машин. Количество легких танков достигло 514 единиц4. Резко возрос выпуск истребителей. Вместо запланированных в июле - августе 903 истребителей было произведено 1418, то есть в 1,5 раза больше.
Однако фашистская армия имела подавляющее превосходство сил. Сухопутные силы Германии превышали английские в 7-8 раз, вооружение вермахта было сильнее в 15-20 раз. Из 170 немецких дивизий, полностью укомплектованных, хорошо вооруженных, имевших большой опыт завоевательных походов в Польше, Бельгии, Голландии и Франции, гитлеровское командование готово было бросить для непосредственного вторжения на Британские острова 38 дивизий, среди них 6 танковых и 3 моторизованных5.
Интересно, что для операции «Оверлорд» - высадки армий в Северной Франции - Англия и США сосредоточили 36-39 дивизий. Недаром У. Черчилль с горечью признавал: «Поистине у немцев не было недостатка в свирепых, хорошо вооруженных солдатах».
Для переброски столь гигантского десанта требовалось до 4 тысяч морских судов общим тоннажем 800-900 тысяч тонн. К началу сентября 1940 года германский военно-морской штаб, конфисковав флоты Дании, Бельгии, Голландии, Франции, имел в своем распоряжении 168 транспортных судов (водоизмещением 700 тысяч тонн), 1910 барж, 419 буксиров, 1200 моторных катеров, сосредоточенных первоначально в Вильгельмсхафене и Киле, Куксхафене и Бремене, Эмдене и Гамбурге.
Это было значительно больше, чем требовал адмирал Редер. Черчилль считал, что немецко-фашистское командование имело суда, которые смогут переправить одновременно 500 тысяч человек6. С 01 сентября в связи с подготовкой к обеспечению переброски десанта в Англию началось интенсивное передвижение немецких судов во французские, бельгийские, голландские гавани, в район планируемого вторжения.
Немецко-фашистское командование создало мощный кулак для удара по Британским островам, по «гордому Альбиону», почти 900 лет, со времени Вильгельма Завоевателя, не испытывавшему горечи вражеского нашествия. Над Британией нависла страшная угроза.
Учения по форсированию Ла-Манша «Береговой бой»
О том, что немецкое вторжение в Англию не было блефом, свидетельствуют практические шаги по форсированию Ла-Манша, предпринятые командованием вермахта в июле - августе 1940 года.
Германские войска и штабы проходили ускоренное обучение. Более того, 29 июля отдел боевой подготовки генерального штаба Германии составил приказ под названием «Подготовка к проведению операции». Учебные походы и бои, гласил приказ, - проводить в условиях, приближенных к боевой обстановке, обучать войска всему, что они должны знать при высадке с кораблей на берег и в первых боях на побережье. Учить применять дымовые завесы.
Для организации учений-репетиций по форсированию Ла-Манша штабы разрабатывали подробную документацию, максимально приближая учения к реальной боевой обстановке. Так, к одной из многих разработок дивизионного учения «Береговой бой» был приложен детальный план форсирования пролива.
Приказ командующего группой армий «Б» фон Бока «О мероприятиях по подготовке к нападению на Англию и Ирландию» был весьма детальным, конкретным и красноречиво свидетельствовал о разбойничьих планах фашистского командования. Это же подтверждают многие другие документы генерального штаба, командования групп армий «А» и «Б» и отдельных армий, командования ВВС, морского штаба.
30 июля план операции «Морской лев» детально обсуждался в генеральном штабе сухопутных войск. Начальник штаба Гальдер объявил собравшимся о решении Гитлера вторгнуться в Англию.
Давая общую военно-оперативную оценку действий фашистской Германии против Англии, Гальдер охарактеризовал их как единый комплекс многих операций. Он предостерег против переоценки береговых укреплений Англии и потребовал от командования ВВС и флота предпринять беспощадные действия против английского флота.
Гитлер и немецкое верховное командование вели не только военно-стратегическую, но и политическую подготовку десанта в Англию. По указанию Гитлера фашистская дипломатия и генералы добивались полной политической изоляции Англии, чтобы в дни решающей битвы ни одно государство не пришло ей на помощь.
В политической подготовке фашистского вторжения в Англию участвовало ведомство Риббентропа, и особенно активно представитель МИД при главном командовании и генеральном штабе сухопутных сил X. Этцдорф. Так, 08.Х.1940 года Этцдорф передал Гальдеру указание Гитлера: главная задача фашистской дипломатии состоит в создании коалиции держав против Англии.
На других совещаниях у Браухича и Гальдера Этцдорф неоднократно ратовал за то, чтобы Англия была полностью изолирована. Еще на совещании 22 июля он говорил о необходимости предотвращения сближения Англии с Советским Союзом.
Разведка и спецслужбы в операции «Морской лев»
Немало в подготовке разгрома Англии, и в частности в подготовке операции «Морской лев», поработала и германская разведка.
Агенты германского абвера и другие шпионские ведомства фашистской Германии имели свою агентуру в этой стране. В секретных сейфах фашистского генерального штаба были собраны обширные досье с самыми различными разведывательными данными.
В многотомных делах фашистской разведки хранились подробные данные не только о топографии, ландшафте местности, политико-административных и экономических центрах Англии, но и об аэродромах, о военно-морских базах, ориентиры для авиации и т.д. В досье имелись многочисленные аэрофотоснимки городов, гаваней, морских и воздушных баз, снабженные весьма красноречивыми надписями и характеристиками о целях бомбежки и фашистских диверсий. Отдельный том содержал шпионские сведения о Большом Лондоне.
В секретных досье главного штаба вермахта содержались шпионские материалы о базах английских ВВС под Плимутом, о доках в Биркенхеде и Порт-Талботе и о многих других объектах1. Стоит ли удивляться тому, что летом и осенью 1940 года летчики фашистской авиации вели точную прицельную бомбежку Лондона и Ковентри, Бирмингема и Портсмута, Манчестера и Гулля.
Гитлер и его подручные считали покорение Англии почти решенным делом. На состоявшемся в рейхсканцелярии 21 июля совещании, где присутствовали руководители армии, авиации и флота, Гитлер твердо заявил о начале решающего этапа войны против Англии. Он не сомневался в близкой победе над врагом и потому приказал «завершить главную часть операции «Морской лев» к 15 сентября2.
Немецкое командование (как, впрочем, и морское министерство Англии) считало, что наиболее благоприятным временем для высадки десанта в бурном проливе Ла-Манш с учетом соответствующей фазы луны, прилива и отлива являлся период между 15 и 30 сентября. Правда, в ходе подготовки операции возникли ожесточенные споры между командованиями трех видов вооруженных сил фашистского «рейха» по вопросу о масштабах фронта высадки десанта.
Честолюбивый Геринг, командовавший военно-воздушными силами, не желал играть скромную роль, участвуя в общем плане покорения Англии. Он считал, что только силами немецкой авиации можно поставить Англию на колени. Поэтому командование ВВС разрабатывало свои планы, не согласованные с Гальдером и Редером.
Геринг уверял фюрера в возможности «выбомбить Англию из войны», доказывая, что тяготы войны, непрерывные бомбежки приведут к свержению правительства Черчилля, устрашат противника, сломят его волю к борьбе и вынудят английских политических деятелей пойти на заключение мира с Германией.
Германские генералы считали, что успех немецких планов десанта в Англию будет зависеть от того, удастся ли Германии добиться превосходства в воздухе над проливом и южными городами Англии и уничтожить английскую авиацию и аэродромы близ Лондона. Подготовка портов погрузки, сосредоточение транспортов в портах Франции, очистка проходов от мин и установка новых минных полей, прикрытие десанта с воздуха, высадка его - все это, полагали они, невозможно без установления господства ВВС Германии в воздухе.
Решение «особой важности». Директива «Об усилении воздушной и морской войны против Англии».
На секретном военном совете 31.VII.1940 года у Гитлера в Бергхофе фашистские военные руководители Кейтель, Йодль, Браухич, Гальдер, Редер приняли решение «особой важности», во многом определившее дальнейший ход войны.
На этом совете были рассмотрены планы войны не столько против Англии, сколько против СССР. Гитлер заявил, что Англия держится только надеждой на поддержку Советского Союза и США. Если Россия, - внушал Гитлер молчаливо слушавшим его генералам и адмиралам, - будет сокрушена, последняя надежда Британии будет уничтожена. Тогда Германия будет властителем Европы1.
Основными выводами совещания явились приказ Гитлера об усилении подготовки вторжения в Англию и, если оно не состоится, планирование на весну 1941 года войны против СССР. Однако он не допускал возможности войны на два фронта.
В развитие этого приказа главнокомандующий германскими сухопутными силами Браухич 30 августа издал «совершенно секретные инструкции» о вторжении на Британские острова. «Верховный главнокомандующий, - гласила директива, - приказал вооруженным силам завершить подготовку десанта в Англию. Целью атаки является сокрушение Англии, как базы для продолжения войны против Германии и, если будет необходимо, осуществление ее оккупации»2.
В инструкциях были определены задачи сухопутным силам, военно-морскому флоту и авиации. Особое значение в достижении победы над Англией Гитлер придавал германской авиации. Он заявил собравшимся: «Если после восьми дней интенсивной воздушной войны немецкая авиация не уничтожит значительную часть вражеской авиации, портов и военно-морских сил, всю операцию придется отложить до мая 1941 года»3.
Перед Гитлером стояла дилемма - либо немедленно вторгнуться в Англию и покорить ее, либо, как признавал Черчилль, «ему грозило бесконечное продолжение войны со всеми неисчислимыми опасностями и осложнениями». Поскольку, считал фюрер, победа над Англией в воздухе положит конец ее сопротивлению, вторжение на Британские острова будет лишь финалом по завершению оккупации страны.
Поэтому 01.VIII.1940 года он подписал директиву №17 «Об усилении воздушной и морской войны против Англии». «Чтобы создать предпосылки для окончательного поражения Англии, - говорилось в ней, - я намерен продолжать воздушную и морскую войну против Англии более энергично, чем это было до сих пор»4.
Немецкой авиации предписывалось, как можно скорее нанести сокрушающие удары по авиационным частям, аэродромам и базам снабжения, а затем по военным объектам, портам и особенно по складам продовольствия внутри страны. Фашисты хотели сломить сопротивление английского народа не только силой бомб, но и костлявой рукой голода.
В составе 2-го и 3-го воздушных флотов Германии, брошенных против Англии, насчитывалось 2200 боевых самолетов: 1100 бомбардировщиков, включая 346 пикирующих, 900 одномоторных истребителей, 120 тяжелых двухмоторных истребителей5. По завышенным английским данным, Англия имела в это время 240 бомбардировщиков и 960 истребителей.
Иными словами, немцы могли бросить четыре бомбардировщика против каждого английского и более двух своих истребителей против каждого истребителя англичан. При этом Германия использовала против Англии всего лишь 1/3 ВВС.
«Битва за Англию». Вторжение на Британские острова.
В течение июня и в начале июля немецко-фашистские воздушные армии готовились к нанесению решающего удара по Британским островам.
После предварительной разведки и пробных полетов 10 июля был проведен первый большой налет немецкой авиации. Началась ожесточенная «битва за Англию». Можно выделить три основных этапа немецкого воздушного наступления.
Первый этап - с 10 июля по 18 августа, когда основные удары немецкой авиации наносились по английским военным и торговым судам в Ла-Манше и по южным портам Англии от Дувра до Плимута. Немецкое командование ставило задачей вовлечь в бой английскую авиацию и измотать ее, а также нанести удар по тем морским портам Южной Англии, которые должны были стать объектами вторжения по плану «Морской лев».
На втором этапе - с 24 августа по 27 сентября - немецкое командование стремилось проложить путь к Лондону, ликвидировать английскую авиацию и ее базы, радиолокационные станции, а также военно-промышленные объекты. Третий и последний этап наступил тогда, когда операция «Морской лев» была отложена1.
Особенно ожесточенной бомбардировке подвергся Лондон - «самая большая в мире цель». На долю жителей столицы выпали тяжкие испытания. С 07 сентября по 03 ноября, в течение 57 ночей подряд, германская авиация бомбила английскую столицу и ее окрестности.
В среднем на Лондон налетало по 200 бомбардировщиков. Фашисты надеялись ожесточенной бомбежкой парализовать британскую столицу с 7-миллионным населением, запугать английский народ и заставить правительство заключить мир. Однако немцы лишь посеяли бурю гнева английского народа.
В ночь на 06 сентября 68 немецких самолетов бомбили Лондон, но это была только разведка. 07 сентября 300 тяжелых бомбардировщиков в дневное время ожесточенно бомбили Лондон. По приказу Гитлера главный удар был нанесен по железнодорожным узлам и лондонским докам, в районе которых находились крупнейшие продовольственные склады с запасами для всей страны.
В доках от зажигательных и фугасных бомб бушевало пламя грандиозного пожара: горело зерно; огненной лавой вытекал расплавленный сахар; горел каучук, окутывая пепелище черным едким дымом; взрывались бочки с красками, виски и вином.
С 20.00 часов до 07.00 часов утра, при свете бушующих пожаров, над Лондоном появились еще 250 бомбардировщиков. Тысячи лондонцев - стариков, женщин и детей были погребены под развалинами домов, погибли в пламени.
Немецкие бомбы попали в здание английского парламента, превратили в развалины многие правительственные здания вокруг Уайтхолла. Восемь лондонских церквей работы бессмертного архитектора Кристофера Рена были превращены в развалины. Только героическими усилиями лондонцев удалось спасти собор св. Павла и гробницы Веллингтона и Нельсона.
Особенно ожесточенным, «классическим», так его называл Черчилль, был налет немецко-фашистской авиации на цитадель финансовых заправил Англии лондонское Сити. Пожары были «благодарностью» Гитлера за те миллионы фунтов стерлингов, которые ссудили немецким фашистам банкиры лондонского Сити.
Бомбы, сброшенные на Букингемский дворец, разрушили дворцовую церковь, с корнем вырвали деревья дворцового сада. Много раз во время жестоких бомбежек монарху Англии Георгу вместе с премьером приходилось в спешке спускаться в недостроенное убежище Букингемского дворца.
Решающий перелом в битве за Англию
15. IX.1940 годоа, произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода «битва при Ватерлоо».
В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов1. Разыгралось крупнейшее воздушное сражение. В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.
Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело «40 с лишком» самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: «60 с лишком» и далее «80 с лишком». Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.
Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил: «Какими еще резервами мы располагаем»? «Резервов больше нет»2, - тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.
Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.
Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. «Тем не менее, - сказал Мартин, заканчивая свой доклад, - все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40».
Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской - 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в «битве за Англию». Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне.
Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы. Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС.
Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии, но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История «битвы за Англию» была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок.
Немецкий морской штаб признавал неэффективность «воздушной войны» Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она «не могла, - по признанию морского штаба Германии, - помочь подготовке к операции «Морской лев».
По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале. Лишь в конце сентября 1940 года Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.