Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»
Тип урока: объяснение нового материала
Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.
Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.
Задачи:
Обучающие
¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;
¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;
Развивающие
¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;
¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь
¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.
¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.
Воспитывающие
¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование:
¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;
¨ тексты для самостоятельно учащихся;
¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.
Литература:
1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.
2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.
3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.
4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.
Этапы урока
1) Организационный момент – 2 мин
2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.
3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.
4) Закрепление – 10 мин.
5) Самостоятельная работа – 8 мин.
6) Задание на дом – 2 мин.
7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить» – Как понимаете слова? – Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным. | Ответы детей. |
2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала | – Назовите буквы: б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с – Какие это буквы? | – Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные. |
– На какие две группы их можно разделить? | – Звонкие и глухие. |
|
– Чем отличатся звонкие согласные от глухих? | ||
Чистописание | – Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие. | – Дети записываютв тетрадях: б в г д ж з п ф к т ш с |
– Чей секрет мы узнаем на уроке? | – Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных. |
|
– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике. – Попробуйте раскрыть сами. | – Попробуем раскрыть сами. |
|
3. Открытие детьми нового знания | На доске: ПРУ. –ПРУТИК ПРУ. –ПРУДЫ – Догадайтесь какое слово записано. – Объясните его лексическое значение | – Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев. |
– Какую букву напишем? | – Прут – прутик, напишем букву Т |
|
– Придумайте предложение с этим словом. | – Я длинный прут домой принес. |
|
– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение. |
Пруд – пруды, напишем Д Старый пруд совсем зарос. |
|
–Какой вывод можно сделать? | – Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова. |
|
Это первый секрет. | ||
2) разделим слова на две группы: 1 гр - – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять. 2 гр – слова, в которых согласный произносите четко. | Приложение1 – Дети работают самостоятельно в парах: Снег – снега Лед – льды Мороз – мороз Сугроб – сугробы |
|
– Назовите слова, которые нужно проверять. Почему они требуют проверку? | – На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую. |
|
– В каких словах согласный слышится четко? Почему? | – В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко. |
|
–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова? | – Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная. |
|
Это второй секрет парных согласных. | ||
4. Закрепление полученных знаний | Откроем учебник на стр.22 1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске) | – Дети читают правило. – Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91 Дуб – дубы Ряды – ряд Сапоги – сапог |
Физкультминутка | ||
Приложение 2 2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее? 3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его. | Медве…ь морко…ь Жира… арбу… Ле… виногра… Дети работают с сигнальными карточками Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь. |
|
5. Самостоятельная работа учащихся | Приложение 3 Работа с текстом на карточках | Приложение 4 а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы б) Взаимопроверка работ в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса. Дети работают в группах (устно) Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз! |
6. Задание на дом | Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь. | |
7. Итог урока. | Какие орфографические секреты узнали на уроке? | Парный согласный на конце слова надо проверять. Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная. |
Рефлексия | Выберите утверждение: · Всё понял, могу помочь другим… · Всё понял... · Могу, но нужна помощь… · Ничего не понял… |
Приложение 1
Снег, снег, мороз, сугроб,
Снега, льды, морозы, сугробы
Приложение 4
Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!
Слова для справок:
Лежит искристый снег.;
зимний, снежный пух;
весь в снегу; мороз. .
Приложение 2
Алгоритм
Есть ли в слове на конце парный согласный?
https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif" width="30" height="31 src="> согласного был гласный
Слышим Слышим
звонкий глухой
https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif" width="12" height="27">
пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш
Валентина Алексеевна Краснова
Способ проверки парных согласных на конце слова
Способ проверки парных согласных на конце слова
Цель : формировать умение обосновывать написание парных согласных на конце слов путём подбора проверочных слов .
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Индивидуальная работа
Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова . Зу., са., кру., дру., заво., фла. ,кра..
Как ?
2) Словарная работа
ДЕВ. ЧКА, З. ВОД, УЧ. НИЦА, М. ДВЕДЬ, П. ЛЬТО
Что объединяет эти слова ? (Они словарные )
Можно ли их разделить на группы? (Да)
(Дети выполняют группировку) .
Проверить гласные , группировки.
Назовите слова с парным согласным на конце слова . (Завод, медведь)
Как проверить парный согласный на конце слова ?
III. Самоопределение к деятельности
На доске записаны слова :
арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)
ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)
Назовите пропущенные буквы, объясните их написание (учащиеся показывают буквы с помощью сигнальных карточек)
Как проверить парный согласный на конце слова ?
Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 173 (с. 100)
Найдите в загадке слова , которые нужно проверить .
Подберите к ним проверочные слова устно . Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы , которые мы проверяли .
Упр. 174 (с. 100)
(Слова сравнивают по лексическому значению и по произношению.)
В чём сходство? В чём различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь своё значение).
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1 уровень
(Слова записаны на доске . Записать слова в тетрадь по образцу :
сад-сады)
арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)
ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)
2 уровень
Исправьте ошибки, рядом напишите проверочные слова .
Сугроп, парус, горот, голубь, берек.
3 уровень
Выпишите из текста слова с парными согласными в конце слова . Рядом напишите проверочные слова
Лес зимой
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз!
- Проверка выполнения самостоятельной работы.
VII. Рефлексия
(Устный диктант с использованием сигнальных карточек)
Загадки :
Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Стоит Антошка
На одной ножке. (Гриб)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт. (Снег)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)
VIII. Итог урока
Закончите моё предложение.
Чтобы проверить парный согласный на конце слова , надо….
Домашнее задание
Упр. 175. (с. 101)
Публикации по теме:
Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей.
Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи во второй ранней группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального.
Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]» Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия». Тема: Дифференциация парных согласных «В – Ф». Цель: 1. Развитие.
Мастер-класс "Лес в конце весны" для детей 5-6 лет. цель: Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе. Задачи:.
Педсовет был посвящён итогам учебного года. Все педагоги в прошедшем учебном году прошли переподготовку по ФГОС ДО, создавали рабочие.
КОНСПЕКТ
открытого урока
по русскому языку
Тема:
«Способ проверки парных
согласных на конце слова.»
Учитель:
Белкина Галина Анатольевна ,
МОУ СОШ № 68 г. Липецка
Открытый урок по русскому языку
по теме
«Проверка парных согласных на конце слова».
*формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
*формировать умение обосновывать написание путем подбора проверочного слова.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, помогите мне определить тему. Но для этого мы должны решить грамматические задачи.
л н м р д т
Что объединяет все эти буквы?
(Д: Эти буквы обозначают согласный звук.)
На какие две группы можно разделить эти буквы?
(Д: Непарные согласные и парные согласные.)
Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением на письме?
(Д: Произношение парных согласных расходятся с их написанием.)
Назовите их.
(Учащиеся называют парные согласные, а учитель открывает по одному квадратику и дети видят тему урока.)
□ □ □ □ □ □
□ □ □ □ □ □
Итак, тема нашего урока…(Ребята читают хором.)
Проверка домашнего задания.
Дети зачитывают словосочетания, комментируя, какую букву они написали, подтверждая свой ответ проверочным словом.
Какие слова вы проверяли? (Слова с парным согласным на конце слова.)
Почему эти слова надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)
Как проверить парный согласный на конце слова? Приведите примеры.
Минутка чистописания.
А минутка чистописания закрепит наш графический навык. Запишем парные согласные, разделяя их верхней и нижней петлей.
1) бп вф гк дт жш зс
2) Запись слов:
- Вспомните словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова.
* письменная принадлежность - пенал
для рисования и черчения - книга
- карандаш
- тетрадь
*антоним к слову (кто из вас вспомнил, что такое антоним) деревня - город
Столица
* Топтыгин, Косолапый, Михаил Иванович, Мишка – так любовно называют в русских народных сказках хозяина леса,… (медведь ).
* Если дождик,
мы не тужим –
бойко шлёпаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (сапог )
Прочитайте орфографически записанные слова.
Сверьте написание слов с доской.
У кого нет ошибок?
Какое правило объединяет эти слова?
(Д: На конце каждого есть парный согласный.)
Совпадает ли произношение парных согласных с их написанием?
(Д: Нет. В слове город мы слышим звук [т], а пишем букву д.
В слове медведь д. В слове сапог слышим звук [к], а пишем букву г. В слове тетрадь слышим звук [т’], а пишем букву т. Лишь в слове карандаш звук и буква совпадают.)
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова?
(Д: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
Давайте это сделаем. (Подберите проверочные слова, устно.)
Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
(Д: Медведь, тетрадь.)
Почему в этих словах звуков меньше?
Чем отличается звук от буквы?
Сделайте звуко-буквенный (фонетический) анализ слова медведь.
(Медведь – 2 слога, 7 букв, 6 звуков, 2 гл. зв., 4 согл. зв.)
4. Словарная работа.
Сегодня мы выучим правописание нового словарного слова.
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
Что обозначает это слово? (То же, что холод, стужа.) Синонимы – слова, близкие по значению.
Подберите слово с противоположным значением.(Холод – жара.)
Какие пословицы с этим словом вы знаете?
(Мороз не велик, а стоять не велит. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.)
Объясните смысл пословиц.
Запишите слово мороз , обозначьте ударную и безударную гласные.
Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный на конце слова, проверяем словом – морозы.)
Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить.)
Спишите одну пословицу с этим словом.
5. Физкультминутка.
Отдохнём. Лучший отдых – это смена умственного и физического труда.
Прыжок – если на конце слова парный согласный.
Приседание – если нет этой орфограммы.
Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.
Работа по теме урока.
Упражнение 172 – под диктовку.
Взаимопроверка.
Какие словарные слова вам встретились в тексте?
Как вы понимаете слово сковал ?
Выделите все орфограммы.
Разбор по членам предложения 2-х последних предложений.
Упражнение в подборе проверочных слов.
Выполняется упр. 173.
Найдите в загадке слова, которые нужно проверять. Подберите к ним проверочные слова устно. Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы, которые мы проверяли.
Орфографическая минутка.(Поднять карточку с нужной буквой.)
Мост, час, шов, кровь, лев, стриж, враг, улов, жираф, сугроб, пляж, дождь, столб, утюг, глаз, обувь, ёрш, круг, пирог.
Выполняется упр. 174.
Слова сравниваются по лексическому значению и по произношению.
В чем сходство? В чем различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь свое значение.)
Миша летом жил в деревне. В письме своему другу Толику он написал:
У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и спустили в прут.
Толик прочитал письмо и удивился.
Сколько ошибок он нашёл? Где?
Плод – часть растения, в которой содержатся семена.
Плот – скреплённые брёвна или доски для переправы на них по водоёмам.
Прут – сломанная ветка без листьев.
Пруд – водоём, вырытый людьми.)
Точечный массаж.
Сейчас осень. Наш организм подвержен заболеваниям. Чтобы быть всегда здоровым и крепким надо поддерживать иммунную систему в тонусе. В этом нам помогает точечный массаж.
Самостоятельная работа учащихся.
Составить несколько предложений на тему «Зимой», используя некоторые из данных слов.
Зима, мороз, холодок, замёрз, пруд, лёд, коньки, не страшен.
Зима, снег, сугроб, снеговик, нос, морковь, крепость, снежки.
Записать лучшие предложения.
Для тех, кто затрудняется в составлении предложений, списать стихотворение, вставив нужные слова по смыслу.
Тихо-тихо … идёт,
Белый … мохнатый.
Мы расчистим … и...
Во дворе лопатой. (Снег, лёд.)
Выборочное письмо. (К словам отгадкам – подобрать проверочные слова.)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
2) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
3) В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)
4) Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (арбуз)
5) За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
10. Итог урока.
Представьте, что я корреспондент познавательного журнала, ответьте на мои вопросы.
О какой орфограмме мы сегодня говорили?
Как проверить правописание парных согласных на конце слова?
Под каким девизом мы сегодня работали? (Один за всех и все за одного.)
Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе? (Дружба, взаимовыручка, поддержка.)
А как ваше настроение?
Все ли легко справлялись с заданиями? Кому было трудно?
Выберите кружок-сигнал, чтобы показать настроение.
(Желтый, красный – радость.
Зеленый – спокойно, уравновешенно.
Синий – трудно, не комфортно.)
11. Домашнее задание.
Выполнить упр. 175.
сапог
город
карандаш
тетрадь