Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.
Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.
Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».
Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.
Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.
Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.
Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).
Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.
В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».
И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.
В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.
В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.
В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.
В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.
Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.
Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.
Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.
Школьная реформа Екатерины II (1782-1786) предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786).
Федор Иванович Янкович последователь Я.А. Коменского. Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.
Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате «О человеке», о его смертности и бессмертии раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.
Николай Иванович Новиков – один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа, выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы.
28.Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И. Г. Песталоции
Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования - дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа - единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы - линия, как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова - звук. Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.
Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах - чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения. Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели - вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления.
4 период -- школьная реформа 1782--1786 гг. -- первая попытка создания государственной системы народного образования.
В 1782--1786 годах была осуществлена школьная реформа. Указом 7 сентября 1782 г. была создана Комиссия по учреждению в России народных училищ под руководством графа П. В. Завадовского. Был разработан План к установлению народных училищ в Российской империи, в соответствии с которым во всех губернских городах предстояло открыть всесословные государственные четырехклассные народные училища, а в уездных - аналогичные двухклассные малые народные училища. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года) Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.
Главные народные училища -- начальные учебные заведения в Российской империи. Первое главное народное училище было открыто в Санкт-Петербурге. в 1783 г. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф.И. Янкович де Мириево.
Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе -- повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").
В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории -- учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель.
Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.
В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.
После школьной реформы 1804 г. Главные народные училища были преобразованы в гимназии.
Малые народные училища -- начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.
Программа обучения малых народных училищ соответствовала программе первых двух классов главных народных училищ. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование.
В основе обучения в малых народных училищах лежало разработанное Ф.И. Янковичем де Мириево "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ".
Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет. Малоимущим ученикам учебники выдавались бесплатно.
В каждом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.
После школьной реформы 1804 г. малые народные училища были преобразованы в Уездные училища.
Выводы по второй главе
В результате изучения четырех периодов в развитии школы и просвещения XVIII в. сделаны следующие выводы.
В XVIII в. были достигнуты значительные успехи в истории математики.
Основными центрами развития математики, как и всей науки в XVIII в., являлись академии наук, при которых работали крупнейшие ученые. По сравнению с XVII в. значительно увеличился выпуск периодической литературы. Несмотря на все трудности, развитие наук все более ускорялось и приобретало международный характер.
С момента организации Академии наук начинается большой и богатый научными событиями период развития математики: основание университетов и гимназий, появление великих русских математиков, создание математических обществ и др.
Открытие Московского университета в 1755 г. с двумя гимназиями при нем для дворян и разночинцев, расширение сферы научных исследований в России, обучение наиболее способных выпускников российских учебных заведений способствовали формированию нового политического мышления. Увы, многие попытки возрождения школ оказались не очень успешными.
Главными причинами было отсутствие учителей и неспособность найти среди государственных деятелей лиц, сумевших бы поставить народное образование на ноги.
Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.
Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)
Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.
Основные события и факты
1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.
1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана
братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.
Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в ко
торых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение
велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.
1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук - доменному, кузнечному, якорному делу.
1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
М. В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию , откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.
Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.
Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории.
Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.
Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.
Николай Никитич Поповский (1730-1760)
Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.
Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)
А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского университета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, т. к. это язык отечественной культуры и науки.
Впервые ввел в содержание синтаксиса учение о предложении. Большое внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения.
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)
Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии служил профессором. Объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях человеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физического воспитания.
Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)
И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражнение», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизованных под русские народные сказки.
Иван Иванович Бецкой (1704-1795)
И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г.). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося.
Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества , как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)
Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универсальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») собраны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков.
Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)
Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Выступал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заключению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна.
Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)
Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет).
По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался четкий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные наказания.
Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.
Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)
Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806).
Содействовала развитию научно-просветительской и издательской деятельности в России. Была сторонницей идей свободного воспитания. По ее инициативе издан «Словарь Академии Российской» (в 6-ти томах, 1789-1794 гг.).
Александр Федорович Бестужев (1761-1810)
А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».
Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.
Николай Иванович Новиков (1744-1818)
Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.
Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе . Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».
После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.
Литература
Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.
Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.
Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.
Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.
Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.
Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв.). - М. , 2000.
Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв.). - М. -2002.
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.
Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.
Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии -М. , 1985.
Сычев-Михайлов В. К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. - М. , 1960.
ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Основные идеи
Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.
Основные события и факты
1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.
1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения , двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии - для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.).
1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.
Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.
Петр Васильевич Завадовский - первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию.
Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.
Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основатель системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержавие, народность.
Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл первые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак протеста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.
Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.
Дмитрий Андреевич Толстой- министр с 1866 по 1880 г. Провел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государственный контроль за образовательными учреждениями.
Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.
Иван Петрович Пнин (1773-1805)
И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание.
Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.
Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.
Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.
После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.
В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.
В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.
В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.
При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.
План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.
В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.
В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов