МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура
для студентов специальных
медицинских групп (СМГ)
образовательных учреждений
среднего профессионального
образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709 «Преподавание в начальных классах », и 050303 «Иностранный язык» повышенный уровень среднего профессионального образования .
Программа составлена в Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», и 050303 «Иностранный язык» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний и особенно против сердечно-сосудистых.
Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, высокопроизводительный труд.
Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для студентов специальной медицинской группы (СМГ), так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного различными заболеваниями.
Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения и в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все студенты распределяются по состоянию здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. «Занятия в этих группах отличаются учебными программами , объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню усвоения учебного материала».
К основной группе относятся студенты без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (согласно учебной программе) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированными зачетами, рекомендуются занятия в спортивной секции и участие в соревнованиях.
К подготовительной медицинской группе относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточные физическое развитие и физическую подготовленность. Отнесенным к этой группе разрешаются: занятия по учебным программам по физической культуре при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований; дополнительные занятия для повышения уровня физического развития отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой. Они должны заниматься по специально разработанным учебным программам по физической культуре. Отнесенным к СМГ особенно необходимы систематические занятия физическими упражнениями.
Студенты со значительными нарушениями в состоянии здоровья, препятствующими групповым занятиям, направляются на занятия в группы лечебной физической культуры в лечебно-профилактические учреждения или специальные помещения или площадки, отвечающие всем требованиям гигиены (имеющие хорошую вентиляцию , достаточную освещенность, чистые, защищенные от пыли и ветра), оборудованные специальной аппаратурой.
С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов студентов, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболеваний, рекомендуется подразделять на две подгруппы А и Б.
К подгруппе А относятся студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.
К подгруппе Б относятся студенты с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).
Деление на подгруппы - это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием отбора соответствующих нагрузок служит пульсовой режим.
Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:
Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;
Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
Формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;
Воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
Разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);
Формирование правильной осанки и при необходимости - ее коррекции;
Обучение правильным движениям.
Организация и проведение занятий со студентами специальной медицинской группы имеют свои специфические особенности:
Здесь собираются студенты из разных групп, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физической культурой.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных студентов необходимо четкое взаимодействие управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений .
Комплектование СМГ к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня) по данным медицинского обследования, проводимого в апреле - мае текущего года.
Тема 2.2.Длительный бег
Тема 2.5.Метание гранаты
Тема 2.8.Контрольные занятия
Раздел 3. Баскетбол
Тема 3.2.Приемы передачи мяча
Тема 3.3.Ведение мяча
Тема 3.6.Основы судейства
Раздел 4. Гимнастика
Тема 4.1.Строевые приемы
Тема 4.8.Упражнения на бревне
Раздел 5.Волейбол
Тема 5.1.Стойки, перемещения
Раздел 6. Подвижные игры
Тема 6.2.Подвижные игры с элементами баскетбола и волейбола
Раздел 7. Плавание
Всего по дисциплине:
Таблица расчета часов
для календарно - тематического планирования по дисциплине
"Физическая культура для студентов СМГ"
специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"
Наименование разделов
разделам
Раздел 1. Теория.
Раздел 2. Практика.
Всего по семестрам
Всего по курсам
Тематический план по специальности 050303 «Иностранный язык»
Наименование разделов и тем
студента
Кол-во ауд. часов при очной форме обучении
Практика
Раздел 1. Социально-культурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы.
Тема 1.Роль ФК и спорта в духовном воспитании личности
Тема 2. Основы ЗОЖ
Тема 3. Спорт в физическом воспитании человека
Тема 4.Физические способности человека
Тема 5.ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка)
Тема 6. Социально-биологические основы ФК и спорта
Тема 7.Основы физической и спортивной тренировки
Тема 8.Профилактические, реабилитацион-ные мероприятия в процессе занятий ФУ.
Раздел 2. Легкая атлетика
Тема 2.1.Бег на короткие дистанции
Тема 2.2.Длительный бег
Тема 2.3. Прыжки в высоту с разбега
Тема 2.4.Прыжки в длину с разбега
Тема 2.5.Метание гранаты
Тема 2.6.Методика эффективных и экономических способов владения жизненно важными умениями
Тема 2.7. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств ФК для их направленной коррекции
Тема 2.8.Контрольные занятия
Раздел 3. Баскетбол
Тема 3.1.Стойки, перемещения, остановки, повороты
Тема 3.2.Приемы передачи мяча
Тема 3.3.Ведение мяча
Тема 3.4.Техника штрафных бросков
Тема 3.5.Тактика игры в защите и нападении
Тема 3.6.Основы судейства
Тема 3.7.Методика индивидуального подхо-да к направленному развитию физических качеств
Раздел 4. Гимнастика
Тема 4.1.Строевые приемы
Тема 4.2.ОРУ с предметами и без предметов
Тема 4.3.Составление комплекса ОРУ и проведение их студентами
Тема 4.4.Техника акробатических упраж-нений
Тема 4.5.Самостоятельное составление и выполнение простейших комбинаций из изученных элементов
Тема 4.6.Техника опорного прыжка
Тема 4.7.Упражнения на брусьях
Тема 4.8.Упражнения на бревне
Тема 4.9.Самостоятельное проведение подготовительной части урока с группой студентов
Раздел 5.Волейбол
Тема 5.1.Стойки, перемещения
Тема 5.2.Приемы и передачи мяча снизу и сверху
Тема 5.3.Нижняя прямая и боковая подача
Тема 5.4.Верхняя прямая подача
Тема 5.5.Тактика игры в защите и нападении
Тема 5.6.Основы методики и тактики игры
Тема 5.7.Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий ФУ с гигиенической направленностью
Раздел 6. Подвижные игры
Тема 6.1.Подвижные игры преимущест-венно с бегом
Тема 6.2.Подвижные игры с элементами баскетбола и волейбола
Тема 6.3.Подвижные игры на развитие физических качеств
Тема 6.4.Подвижные игры на освоение отдельных элементов ППФП.
Раздел 7. Плавание
Тема 7.1.Правила поведения студентов на воде
Тема 7.2.Упражнения по адаптации к водной среде
Тема 7.3. Разные способы плавания
Тема 7.4.Прикладные способы плавания
Всего по дисциплине:
Таблица расчета часов
для календарно - тематического планирования
по дисциплине "Физическая культура для студентов СМГ" специальность 050303 "Иностранный язык"
Наименование разделов
разделам
Раздел 1. Теория.
Раздел 2. Практика.
Всего по семестрам
Всего по курсам
Раздел I. Социально-культурные, психолого-педагогические и медике биологические основы
Тема 1.1. Роль ФК и спорта в духовном воспитании личности.
Основные понятия: физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая и его организации.
Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Тема 1.2. – 1.3. Основы здорового образа жизни.
Спорт в физическом воспитании студентов.
Основные понятия: основные понятия, относящиеся к спорту: физическая культура, физическая подготовка, физические способности, тренировка, тренировочная нагрузка, соревновательная деятельность, спорт, физическое совершенство.
Общедоступный спорт. Школьно-студенческий спорт. Физкультурно-кондиционный спорт. Представление о неоднородности спорта высших достижений. Положение и место детского спорта в системе спортивного движения.
Понятия о физических способностях. Основные формы их проявления. Основные закономерности развития физических способностей. Этапность развития физических способностей. Неравномерность и обратимость развития способностей. Перенос физических способностей. Единство взаимосвязь двигательных умений и физических способностей. Система сторон подготовки спортсмена.
Понятие оздоровительной работы, здоровье, оздоровительно - рекреативная физкультура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, спортивно-реабилитационная физическая культура, гигиеническая физическая культура.
Самостоятельные формы физкультурной и спортивной работы в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. Организация массовой работы по физической культуре и спорту в высших и средних специальных учебных заведениях.
Организация учебно-тренировочной работы в детско-юношеских спортивных школах.
Организация специализированных классов по видам спорта в общеобразовательных школах. Виды физкультурно-спортивных мероприятий и их значения.
Составление плана и организация подготовки массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Разработка положения о массовом физкультурно-спортивном мероприятии. Организация мемориальных спортивных соревнований.
ОЗОЖ. Характеристика. Сущность. Роль.
Тема 1.4. Физические способности человека.
Основные понятия: физические способности (качества), методические принципы, коррекция телосложения и функциональной подготовленности, акцентирование и комплексное развитие физических качеств.
Содержание: физиологическая и биохимическая природа проявления физических способностей. Биологические факторы, обусловливающие их развитие. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при комплексном развитии. Возможная степень развития каждого из них. Возрастные особенности развития. Методические принципы, средства и методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Возможности и условия акцентированного развития отдельных физических качеств.
Тема 1.5. ППФП (Профессионально-прикладная физическая подготовка)
Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; прикладные виды спорта.
Средства, методы и методика направленного формирования профессионально-прикладных двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств. Прикладная значимость некоторых видов спорта, специальных комплексов упражнений, тренировочных устройств для ППФП. Примерная схема составления программы для осуществления задач по конкретной специальности. Контроль за эффективностью и помощью специальных тестов.
Тема 1.6. Социально-биологические основы ФК и спорта.
Основные понятия: общая и специальная физическая подготовка, спортивная тренировка, тренированность, спортивная форма, двигательные умения и навыки, учебно-тренировочные занятия, объем и интенсивность занятий, разминка и врабатывание.
Спортивная тренировка, цели, задачи, средства, методы, принципы. Контроль за эффективностью тренировочного процесса. Особенности психофизического и функционального воздействия тренировки на физическое развитие, подготовленность, психические свойства и качество личности. Основные стороны подготовки спортсменов. Построение спортивной тренировки. Структура и характеристика ее циклов. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
Тема 1.7. Основы физической и спортивной тренировки.
Основные понятия: спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Международное спортивное движение. История Олимпийских игр. Участие спортсменов нашей страны в Олимпиадах.
Тема 1.8.Профилактические, реабилитационные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями.
Раздел 2. Легкая атлетика
Тема 2.1. Бег на короткие дистанции.
Биомеханические основы техники бега.
Выполнение контрольного норматива в беге на 100 м.
Утренняя гимнастика, оздоровительный бег.
Тема 2.2. Длительный бег.
Требования к знаниям студентов:
Техника бега на средние дистанции.
Требования к умениям студентов:
Выполнение контрольного норматива в беге на м.
Виды самостоятельной работы студентов:
Пробегание дистанции до м.
Тема 2.3. Прыжки в высоту с разбега.
Специальные упражнения.
Требования к знанию студентов:
Знать способы прыжков в высоту («перешагивание», «перекидной», и
«фосбери-флоп»).
Требования к умениям студентов:
Выполнение контроля.... в прыжках в высоту.
Виды самостоятельной работы студентов:
Тема 2.4. Прыжки в длину с разбега.
Специальные упражнения.
требования к знаниям студентов:
Знать способы прыжков в длину (“согнув ноги”, “прогнувшись”, “ножницы”).
Требования к умениям студентов:
Выполнение контрольного норматива в прыжках в длину.
Виды самостоятельной работы студентов:
Специальные упражнения прыгуна (многоскоки, ускорения, маховые упражнения для рук и ног), акробатические упражнения (кувырки, группировки, перекаты).
Тема 2.5. Метание гранаты.
Специальные упражнения.
Требования к знаниям студентов:
Биомеханические основы техники метания.
Требования к умениям студентов:
Выполнение контрольного норматива в метании гранаты.
Виды самостоятельной работы студентов:
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, ног.
Тема 2.6. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно-важными умениями (ходьба, бег).
Требования к знаниям студентов:
Знать эффективные способы владения жизненно-важными умениями и навыками.
Виды самостоятельной деятельности студентов:
Утренние прогулки, бег трусцой.
Тема 2.7. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для направленной коррекции.
Требования к знаниям студентов:
Признаки работоспособности, усталости, утомления,
Средства физической культуры для коррекции.
Тема 2.8. Контрольные занятия.
Раздел 3. Баскетбол.
Тема 3.1 Стойка игрока, перемещения, остановки, повороты).
Тема 3.2. Приемы и передачи мяча.
Тема 3.3. Ведение мяча.
Тема 3.4. Техника штрафных бросков.
Тема 3.5. Тактика игры в защите и нападении.
Тема 3.6. Основы методики судейства и тактики игры.
Требования к знаниям студентов:
Знать технику игры;
Знать правила судейства.
Требования к умениям студентов:
Выполнить технику поворотов, приема и передачи мяча, технику
штрафных бросков, ведение мяча;
Участвовать в судействе соревнований.
Виды самостоятельной работы студентов:
Упражнения для укрепления мышц кистей, плечевого пояса, брюшного
пресса, мышц ног.
Тема 3.7. Методика индивидуального подхода к направленному развитию физических качеств.
Требования к знаниям студентов:
Знать методику индивидуального подхода двигательных качеств.
Раздел 4. Гимнастика.
Тема 4.1. Строевые приемы.
Требования к знаниям студентов:
Знать основные движения и перестроения из колонн и шеренг, элементы
фигурной маршировки.
Требования к умениям студентов:
Выполнение поворотов на месте, перестроение на месте и в движении.
Виды самостоятельной работы студентов:
Повороты на месте и в движении.
Тема 4.2. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
Требования к знаниям студентов:
Знать основные положения рук, ног, терминологию.
Требования к умениям студентов:
Провести с группой по одному общеразвивающему упражнению, комплекс ОРУ.
Тема 4.3. Составление комплекса ОРУ и их проведение со студентами.
Требования к знаниям студентов:
Знать требования к составлению комплекса ОРУ, терминологию.
Требования к умениям студентов:
Составить комплексы ОРУ без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и др.)
Проведение комплексного ОРУ с подгруппой и группой студентов.
Виды самостоятельной работы:
Выполнение утренней гигиенической гимнастики.
Тема 4.4. Совершенствование техники акробатических упражнений (кувырки вперед, назад, стойки на лопатках, голове, руках, мост, полушпагат).
Требования к знаниям студентов:
Знать технику безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Требования к умениям студентов:
Виды самостоятельной работы:
Перекаты вперед, назад, группировки.
Тема 4.5. Самостоятельное составление и выполнение простейших комбинаций из изученных упражнений.
Требования к знаниям студентов:
Знать терминологию.
Требования к умениям студентов:
Составить простейшую комбинацию из акробатических упражнений.
Виды самостоятельной работы:
Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, шеи, рук, ног.
Тема 4.6. Техника опорного прыжка.
Требования к знаниям студентов:
Требования к умениям студентов:
Уметь страховать партнера,
Выполнение контрольного норматива (прыжок “ноги врозь”)
Виды самостоятельной работы:
Многоскоки, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, плечевого пояса.
Тема 4.7. Упражнения на брусьях.
Требования к знаниям студентов:
Знать правила техники безопасности.
Требования к умениям студентов:
Уметь страховать партнера.
Виды самостоятельной работы:
упражнения для мышц плечевого пояса, брюшного пресса.
Тема 4.8. Упражнения на бревне.
Знать правила техники безопасности.
Требования к умениям студентов:
Выполнение контрольного норматива.
Виды самостоятельной работы:
Тема 4.9. Самостоятельное проведение подготовительной части урока с группой студентов.
Требования к знаниям студентов:
Структура подготовительной части урока.
Требования к умениям студентов:
Провести подготовительную часть урока по гимнастике с группой.
Виды самостоятельной работы:
Составить конспект подготовительной части урока.
Раздел 5. Волейбол.
Тема 5.1. Стойка игрока и перемещение.
Тема 5.2.Приемы и передачи мяча снизу и сверху двумя руками.
Тема 5.3. Нижняя прямая и боковая подачи.
Тема 5.4. Верхняя прямая подача.
Тема 5.5. Тактики игры в защите и нападении.
Требования к знаниям студентов:
Знать тактику игры в защите и нападении;
Знать технику игры;
знать правила судейства.
Требования к умениям студентов:
Выполнять приемы передачи мяча,
Выполнять нижнюю прямую и боковую, верхнюю прямую подачи,
Участвовать в судействе соревнований.
Виды самостоятельной работы:
Упражнения на укрепление мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса мышц ног.
Тема 5.6. Основы методики тактика игры.
Тема 5.7. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической направленностью. Контрольные занятия.
Требования к знаниям студентов:
Знать правила соревнований;
Знать технику безопасности.
Требования к умениям студентов:
Иметь практику судейства;
Провести простейшие самостоятельные занятия.
Виды самостоятельной работы:
Судейство по упрощенным правилам.
Раздел 6. Подвижные игры.
Тема 6.1. Подвижные игры преемственно с бегом.
Тема 6.2. Подвижные игры с элементами баскетбола, волейбола.
Тема 6.3. Подвижные игры на развитие физических качеств.
Тема 6.4. Подвижные игры на освоение отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
Требования к знаниям студентов:
Знать методику подвижных игр.
Требования к умениям студентов:
Проведение подвижных игр с группой.
Виды самостоятельной работы.
Утренняя гигиеническая гимнастика.
Раздел 7. Плавание.
Тема 7.1. Правила поведения учащихся на воде.
Требования к знаниям студентов:
Знать правила поведения учащихся на воде при купании;
Знать технику безопасности.
Тема 7.2. Упражнения по адаптации к водной среде.
Требования к знаниям студентов:
Знать упражнения и игры по адаптации к водной среде.
Требования к умениям студентов:
Уметь выполнять упражнения по адаптации к водной среде.
Виды самостоятельной работы:
Специальные упражнения на суше.
Тема 7.3. Разные способы плавания.
Требования к знаниям студентов:
Знать способы плавания («кроль на груди, спине», «брасс»,
«баттерфляй»).
Требования к умениям студентов:
Проплывание отрезков 10 метров разными способами.
Виды самостоятельной работы:
ОРУ и подготовительные упражнения на суше.
Тема 7.4. Прикладные способы плавания.
Требования к знаниям студентов:
Знать прикладные способы плавания (на боку, брассом на спине, плавание
в одежде, транспортировка утопающего).
Требования к умениям студентов:
Уметь транспортировать утопающего 10 м.
Виды самостоятельной работы:
Упражнения на совершенствование техники плавания и развития двигательных способностей.
Основная литература
1. «Лыжный спорт» Москва. Академия. 2000.
2. «Плавание» Москва. Владос. 2004.
3. «Спортивные игры» Москва. Академия. 2000.
4. «Подвижные игры» Москва. Академия. 2000.
5. «Физическая культура» Просвещение. Москва. 2001.
6. «Гимнастика с методикой преподавания» Москва. Просвещение. 1990.
7. «Легкая атлетика и методика преподавания» Москва. ФиС. 1985.
8. «Методика и техника урока в школе» Москва. Просвещение. 1985.
Дополнительная литература
1. «Методика физического воспитания» Москва. Просвещение. 1968.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная медицинская группа.
В нее включают учащихся,
имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.
Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на основании уровня физического
здоровья, и рекомендаций указанных в маршрутном листе ПМПК.В школе, наряду с такими заболеваниями, как заболевания пищеварительной системы, нарушение осанки, миопия и др. обучаются дети с ДЦП и бронхиальной астмой, которые занимаются в специальной медицинской группе и требуют особого внимания при составлении учебного материала и дозировании физической нагрузки. Для них дополнительно составлены методические рекомендации по овладению физкультурно-оздоровительной программы.
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы:
Физическая культура 1 – 11 классы: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004.
Данная программа рассчитана на 35 часов в 5 классе.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Рабочая программа по физической культуре для учащихся школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
решает следующие задачи:укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
повышение физической и умственной работоспособности;
формирование правильной осанки и её коррекция;
обучение рациональному дыханию;
освоение основных двигательных умений и навыков, необходимых для преодоления скованности движений при определенных заболеваниях;
воспитание морально-волевых качеств.
совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры;
создание условий для вовлечения учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни школы.
Основные принципы реализации программы:
направленности на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион.);
дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Структура и содержание
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); технику выполнения определенных двигательных действий, значение физических упражнений на функциональные возможности организма, вопросы судейства.
2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.
3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает: комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики; изучение двигательных действий при прохождении отдельных разделов учебной программы (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры); упражнения на развитие основных физических качеств, освоение комплексов упражнений по лечебной физической культуре, направленных на конкретное заболевание; изучение комплексов утренней гимнастики.
4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и маршрутного листа с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны иметь представления:
о технике безопасности при выполнении упражнений;
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
о способах изменения направления и скорости передвижения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о правилах поведения на занятиях физической культурой;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;
о технике выполнения физических упражнений;
о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
о правилах судейства спортивных и подвижных игр;
о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.
Уметь:
выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
выполнять комплексы дыхательных упражнений;
выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
самостоятельно проводить подвижные игры;
знать передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
знать строевые упражнения.
Учебный план для среднего и старшего звена.
Подвижные игры испортивные игры
Правила игры, судейство
Гимнастика
Техника выполнения
Лыжная подготовка
Техника выполнения
Развитие двигательных способностей
В процессе уроков
ЛФК с применением здоровьесберегающих методик.
Итого
Учебно-тематический план занятий с детьми, отнесенными по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
п.п.
Содержание
Кол-во часов по теме
Лёгкая атлетика. Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам.
Техника выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш».
Прыжок в длину с места. . Метание мяча в цель с 3 - 4 метров с 4 – 6 м (присев, стоя, сидя). Техника исполнения.
Подвижные и спортивные игры Броски мяча в кольцо .
Упражнения с набивными мячами. Передача мяча в парах.
Подвижные игры.
Упражнения с мячами (прокат, передача, броски, ведение).
Упражнения с мячами (ведение над собой, передача в парах, перекаты, броски в стену).
ЛФК.
Коррекционная гимнастика на осанку. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса с использованием.
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия. Пилате-с.
Коррекционная гимнастика на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Комплекс упражнений на дыхание.
Укрепление мышц верхних и нижних конечностей с использованием элементов массажа.
Упражнения с кистевым эспандером.
Стретчинг.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Укрепление мышц спины и брюшного пресса с использованием.
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.
Психогимнастика.
Суджок терапия. Массаж.
Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения.
Упражнения с гимнастическими палками.
Упражнения с набивными мячами, весом 200-500гр Игры
Лыжная подготовка Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища.
Передвижения на лыжах ступающим шагом.
Передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом
Подвижные игры. Упражнения с волейбольными мячами.
Упражнения с баскетбольными мячами.
Броски волейбольного и баскетбольного мяча.
ЛФК.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Су джок терапия самомассаж.
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.
Пилате-с.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Детская йога.
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.
Стретчинг.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Психогимнастика.
Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.
Су джок терапия самомассаж.
Коррекционная гимнастика на осанку.
Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельникавой.
Организация учебного процесса
Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Занятие состоит из четырёх частей и длится 45 мин.
Вводная часть (2-3 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.
Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.
Заключительная часть (10-15 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.
В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Литература
1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
7. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина «Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений» – М.: Дрофа, 2004.
8. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988
9. Н.Н.Ефименко, Б.В Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом» – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.
10 Э.И, Ахудеев, С.С. Галеев "Уроки физической культуры в специальной медицинской группе". М.: Высшая школа, 1986
Приложение 1
Положение о специальной медицинской группе по физической культуре
I. Общие положения.
1.1 Специальная медицинская группа (далее «СМГ») создана в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 114 г.Пермь
1.2 Цель организации СМГ:
содействие физическому развитию учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих существенного ограничения физических нагрузок.
Занятия физической культуры воспитывают у детей и подростков устойчивый интерес к спорту, желание укреплять здоровье, формируют навыки здорового образа жизни.
1.3 СМГ организуется для учащихся 1-11 классов. Принимаются дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (в соответствии с перечнем показаний для назначения медицинской группы) и допущенные к выполнению учебно-воспитательной работы.
1.4 Работа в СМГ направлена на:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснения значения здорового образа жизни принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
- предупреждение дезадаптации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.
П. Организация и функционирование СМГ.
2.1 Комплектование СМГ к предстоящему учебному году проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения до 1 сентября.
2.2 Максимальная наполняемость групп составляет 2-3 человек.
2.3 Группы комплектуются из учащихся параллельных классов, либо по заболеваемости.
2.4 Медицинское обследование обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе производится три раза в год(по четверти).
2.5 На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений дети переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляется на основании участкового врача и оформляется приказом директора.
III. Организация образовательного процесса в СМГ.
3.1 Образовательный процесс в СМГ регламентируется расписанием занятий.
3.2 Занятия в СМГ проводятся по расписанию как у всего класса, 1 час в неделю. 3.3 Посещение занятий учащихся СМГ является обязательным.
3.4 Ответственность за посещение учащихся занятий СМГ возлагается на учителя, ведущего занятия в группе, а также классного руководителя, и контролируется заместителем директора по УВР.
3.5 Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.
3.6 Формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ фиксируются в индивидуальном журнале.
Приложение 2
М етодические рекомендации по противопоказаниям к выполнению упражнений.
Специальная медицинская группа (СМГ).
В СМГ исключено из программы:
Лазанье по канату;
Акробатика;
Подтягивание, отжимание;
Упражнения статические с длительной задержкой дыхания;
Ограничена дистанция ходьбы и бега;
Упражнения на силу, скорость, выносливость;
Прыжки (в зависимости от заболеваний).
1 группа для всех - коррегирующие упражнения.
2 группа - дыхательная гимнастика.
Программа не зависит от возраста. Оценка производится по следующим критериям: индивидуальный подход, посещаемость, прирост показателей. теоретические знания.
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы.
Противопоказания:
Упражнения связанные с задержкой дыхания и натуживанием;
Упражнения связанные с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
Показано:
Весь раздел ОРУ, ходьба, дозированный бег;
Все основные упражнения динамические, в основном ОРУ для верхних конечностей;
В дыхательных упражнениях акцент на выдох (удлинение выдоха).
Опорно - двигательный аппарат.
Показания : коррегирующие упражнения, обязательно статические (счёт до 10), дыхательные упражнения.
Противопоказания : бег, прыжки, скручивающиеся упражнения.
Заболевания почек.
Показания: всё, что есть в программе, но снизить физическую нагрузку.
Противопоказания : прыжки, переохлаждения, при нефроптозе -акцент на мышцы брюшного пресса.
Заболевания желудочно-кишечного тракта.
Показано : ОРУ для всех групп мышц, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, дозированный бег, ходьба.
Противопоказания : ограничение прыжков (особенно при язве), при пониженной кислотности-упражнения для мышц брюшного пресса, статические упражнения для ног; при повышенной кислотности нельзя выполнять упражнения для брюшного пресса и нижних конечностей.
Нервная система.
Показано: всё по программе.
Противопоказани я: упражнения в равновессии, упражнения на снарядах, вызывающие нервные напряжения.
Зрение.
Показано: прыжки, упражнения с натуживанием, силовые и со статическим напряжением.
Эндокринные заболевания.
Показано: дозированная ходьба, бег, ОРУ. При ожирении - упражнения с отягощением, велотренажер и т.д.
Противопоказания: ограничение в прыжках, при ожирении - большое число повторений.
Детский церебральный паралич
Показано: упражнения для растягивания мышц, упражнения на выносливость, подъем на небольшой плоскости, силовые упражнения.
Противопоказания: толчковые прыжки, прыжки в глубину
Приложение 3
М етодические рекомендации по организации специальных медицинских групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях
Бронхиальная астма
С максимальной задержкой дыхания
Сердечно – сосудистая система
Бронхиальная астма
С резким ускорением темпа
Органы дыхания
Бронхиальная астма
С максимальным статическим напряжением
Сердечно – сосудистая система
ДЦП
Толчковые прыжки, прыжки в глубину
Заболевания почек
Органы зрения
Искривление позвоночника
Органы пищеварения
Упражнения в равновесии на повышенной опоре
Нарушения нервной системы
ДЦП
Упражнения на мышцы брюшного пресса
Органы пищеварения
Акробатические упражнения с повышенной сложностью
Органы зрения
Искривление позвоночника
ДЦП
Бронхиальная астма
Ограниченное время игр
Нарушения нервной
Бронхиальная астма
Приложение 4
Примерный комплекс упражнений
для учащихся СМГ с нарушением осанки
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
Приложение 5
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох
Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь
Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью
1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе
1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом
3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе.
1- подняться на носки – вдох.
2 – присед – выдох.
3 – встать – вдох.
4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с.
1 – мах левой, руки в стороны – вдох
2 – и. п. – выдох
3 – мах правой, руки в стороны – вдох
4 – и. п. – выдох.
7. И. п. – о. с., руки вверх
1 – наклон, руки назад
2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь.
1-2 - руки вверх – вдох носом
3-4 - руки вниз – продолжительный выдох.
Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.
2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.
3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.
5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.
Рабочая программа
по физической культуре
для учащихся специальной медицинской группы Б
Составитель Галкин Г. А.
Программа разработана на основе Программы по физической культуре, для учащихся 5-9 классов (А.А. Матвеев «Физическая культура» 5 – 9 классы – М.: Просвещение,2012 год), Программы по физической культуре, для учащихся 1-11 классов (Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2010 год)
Учебники:
Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 5 класс», Москва. «Просвещение», 2010 год
Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 6-7 классы», Москва. «Просвещение», 2009 год
Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 8-9 классы», Москва. «Просвещение», 2011 год
Учебник: Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура 10-11 классы», Москва. «Просвещение», 2009 год
Пояснительная записка
К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически – это освобождение от школьных занятий физкультурой.
Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б» 0+.
К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся: с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы. Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой чаще, чем здоровые дети – 4 раза в неделю.
К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:
имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения) Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:
освобождение от уроков физкультуры в ОУ; занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.
Тематическое планирование
5 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы программы | Фамилия, имя | Форма контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные игры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкая атлетика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы программы | Фамилия, имя | Форма контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний о физической культуре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкая атлетика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 класс
8 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы программы | Фамилия, имя | Форма контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний о физической культуре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкая атлетика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 класс
10 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы программы | Фамилия, имя | Форма контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I полугодие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний о физической культуре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II полугодие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные игры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкая атлетика |
11 класс
Разделы программы | Фамилия, имя | Форма контроля |
|
I полугодие | |||
Основы знаний о физической культуре | |||
Гимнастика | |||
II полугодие | |||
Лыжная подготовка | |||
Спортивные игры | |||
Лёгкая атлетика |
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ВУЗЕ
Токарева Александра Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
Ассистент кафедры физической культуры и спорта
Аннотация
В статье представлен опыт организации занятий со студентами специальной медицинской группы в вузах на примере кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета. В рамках рабочей программы по физической культуре и спорту СПбГУ были разработаны занятия для студентов с отклонениями в состоянии здоровья. В статье представлены показания и противопоказания при часто встречающихся заболеваниях.
ORGANIZATION OF CLASSES WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP IN UNIVERSITY
Tokarev Alexandra Vladimirovna
St. Petersburg State University
Assistant, Department of Physical Education and Sport
Abstract
The article presents the experience of the organization of classes with students of special medical group in higher education by the example of the Department of Physical Culture and Sports of St. Petersburg State University. As part of the work program for Physical Culture and Sports of St. Petersburg State University have developed classes for students with disabilities in the state of health. The article presents the indications and contraindications for common diseases.
Согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 распределение студентов на медицинские группы осуществляется на основании медицинского осмотра врачебной комиссии . В настоящее время в высших учебных заведениях для занятий физической культурой выделяют следующие медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
В СПбГУ студенты подготовительной и специальной группы «А» объединяются 3-ем «оздоровительном» блоке, а освобожденные от физической культуры по медицинским показаниям (специальная группа «Б») распределяются в 4-й «дополнительный» блок.
К подготовительной медицинской группе относятся практически здоровые студенты, имеющие некоторые морфофункциональные отклонения либо слабо подготовленные физически; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3-5 лет.
Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешается заниматься физической культурой по учебной программе при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более строгой дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Специальная медицинская группа делится на: «А» и «Б».
К специальной группе «А» относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронического заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера.
Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия физкультурой с ограничением физических нагрузок и исключением противопоказанных физических упражнений. На занятиях обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом и функциональном развитии.
К специальной группе «Б» относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий.
Физическая культура для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья в вузах в целом по стране, включает в качестве обязательного минимума теоретические, практические, в том числе и консультативно-методические занятия. В содержание курса студентов специального медицинского отделения уделяется особое внимание средствам для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Практические занятия проводятся с учетом работоспособности и функциональных возможностей студентов.
В СПбГУ в «Оздоровительном» блоке занятия проходят по специальной методике по следующим видам спорта: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительный бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), бадминтон, специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка.
Освобождение от занятий по физической культуре по состоянию здоровья может носить только временный характер (на период болезни). Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период занимаются в группах дополнительного блока (основной модуль), где овладевают теоретическим и методическим материалом, а так же шашками и шахматами.
Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:
- содействие разностороннему развитию организма, сохранение и укрепление здоровья, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
- повышение уровня физической работоспособности, развитие профессионально важных физических качеств;
- формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков здорового образа жизни;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний и навыков закаливания, методики проведения самостоятельных занятий, проведение самоконтроля и самомассажа.
По данным специальной литературы, в настоящее время в студенческой среде к числу наиболее распространенных заболеваний относятся нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (до 80% отклонений), дыхательной системы, органов зрения, мочеполовой, пищеварительной систем и др. .
В таблице 1 приведены в зависимости от распространенности заболеваний примерные показания и противопоказания при занятиях физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья .
Таблица 1
Заболевание |
Показания |
Противопоказания |
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА |
||
ВСД по гипертоническому типу | Дозированная ходьба и подъем по лестнице, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, велосипедные прогулки. Возможно участие в подвижных и спортивных играх, не требующих интенсивных физических усилий, сложной координации движений, напряженного внимания. В оздоровительные комплексы включают упражнения на растяжение, координацию, дыхательные, общеразвивающие и т.д. | Исключить упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, упражнения, вызывающие задержку дыхания, резкие изменения направления движения головы и туловища, силовые упражнения |
Гипотоническая болезнь | ОРУ, разнообразные дыхательные упражнения, дозированная ходьба, бег, туризм, плавание, спортивные и подвижные игры, упражнения на тренажерах. Силовые упражнения для крупных мышечных групп с небольшим отягощением, упражнения скоростно-силовой направленности (прыжки, бег на 20-40 м) | Упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, статическим напряжением |
Пороки сердца | ОРУ, дыхательные упражнения с поворотами туловища, дозированные ходьба и подъем по лестнице, велосипедные прогулки, все упражнения не значительные по величине и длительности нагрузки | Упражнения, связанные с усилием, натуживанием, ношением тяжести, прыжки, метания. При стенозе левого предсердно-желудочкого отверстия исключаются упражнения с углубленным дыханием и стимулирующие внесердечные факторы кровообращения |
Ишемическая болезнь сердца | Циклические виды физических упражнений (ходьба, плавание, медленный бег, езда на велосипеде и др.) | Силовые упражнения, подтягивания на руках, натуживания, упор лежа |
Варикозное расширение вен | ОРУ с предметами (гимнастическая палка, набивные мячи) и у гимнастической стенки, упражнения для мышц брюшного пресса и глубокое дыхание, упражнения с чередованием сокращения и расслабления мышц, приседания, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, оздоровительный бег | Упражнения с задержкой дыхания, натуживания, статическое напряжение, резкое ускорение темпа, ограничены упражнения на выносливость |
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНО АППАРАТА |
||
Сколиоз 1 степени | Упражнения для мышц спины и брюшного пресса, для пояснично-повздошных и ягодичных мышц, динамические и статические дыхательные упражнения. Проводится симметричная тренировка всех групп мышц. Рекомендуются лыжи, игры, плавание (брасс, кроль) | |
Сколиоз 2 степени | ОРУ с применением ассиметричной коррекции. В плавании до 50% времени отводится на применение ассиметричных исходных положений для снижения нагрузки с вогнутой стороны дуги позвоночника | Не рекомендуется заниматься видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжелая атлетика, туризм, прыжки в высоту, длину, акробатика, хореография, фигурное катание и т.д. |
Нарушение осанки | Упражнения с акцентом на развитие силы и статической выносливости мышц, симметричные корригирующие упражнения, при которых сохраняется серединное положение позвоночного столба. | Упражнения, способные привести к перенапряжению |
Плоскостопие | Специальные упражнения: подошвенное сгибание, супинирование стоп. Ходьба на наружных краях стопы, на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседания в положении – носки внутрь, пятки разведены, лазание по гимнастической стенке и канату, катание подошвами мелких предметов и т.д. | Упражнения, вызывающие уплощение свода стопы, пронирования стоп (ходьба на внутренних краях стопы) |
Остеохондроз шейного отдела позвоночника | Упражнения для укрепления мышц шеи и плечевого пояса, занятия плаванием, массаж воротниковой зоны. | |
Остеохондроз грудного отдела позвоночника | При уплощении грудного кифоза необходимо укрепление мышц брюшного пресса и растяжение длинных мышц спины.
При усилении грудного кифоза необходимо укрепление мышц спины, растяжение длинных мышц и мышц брюшного пресса. Показаны упражнения с изометрическим напряжением мышц спины, с последующим полным их расслаблением. |
Все упражнения выполняются свободно, без резких и активных движений. Избегать вибрации, противопоказаны бег и езда по неровной местности, игровые виды спорта (баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, волейбол и т.д.), занятия со штангой, не рекомендуются упражнения с наклоном туловища вперед, поднимание прямых ног из положения лежа и сидя, растяжки и т.д. |
Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника | Упражнения для отделов нижних конечностей в сочетании со статическими и динамическими дыхательными упражнениями, релаксацией мышц туловища и конечностей, которые следует выполнять в и.п. лежа на животе, спине, боку, стоя в упоре на коленях. Упражнения для формирования мышечного корсета. | Все упражнения выполняются свободно, без резких и активных движений. Избегать вибрации, противопоказаны бег и езда по неровной местности, игровые виды спорта (баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, волейбол и т.д.), занятия со штангой, не рекомендуются упражнения с наклоном туловища вперед, поднимание прямых ног из положения лежа и сидя, растяжки и т.д. Не рекомендуются упражнения, направленные на разгибание поясничного отдела позвоночника. |
ОГРАНЫ ДЫХАНИЯ |
||
Хронический бронхит | Упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, ОРУ, плавание, гребля, легкая атлетика, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п. Широко использовать удлиненный выдох. Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой показано больным с простым хроническим бронхитом, без одышки. | Острая стадия болезни; натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряжённым. |
Бронхиальная астма | Специальные упражнения: дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе, «звуковая» гимнастика, постуральный дренаж и дренажная гимнастика, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения, направленные на расслабление скелетных мышц. Специальные упражнения применяются в сочетании с ОРУ | Острая стадия болезни, сердечная недостаточность; плавание, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания (вызывают спазмы бронхов) |
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ |
||
Миопия (близорукость) | Специальные упражнения:
Упражнения для наружных и внутренней мышц глаз (круговые вращения глазного яблока, перевод взгляда с ближней точки на дальнюю и т.д.). Зажмуривания, моргания. Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли. Выполнять специальные упражнения одновременно с дыхательными и ОРУ. Упражнения для укрепления мышц шеи и спины. Полезно заниматься спортивными играми без подскоков и прыжков (бадминтон, настольный теннис), плаванием, туризмом, ходьбой на лыжах |
|
Гиперметропия (дальнозоркость) | Использовать лечебную гимнастику по системе Брега, йогу для глаз | Нежелательный упражнения высокой интенсивности, связанные с прыжками и подскоками или требующие большого напряжения (подтягивания, поднятие тяжестей и т.п.), упражнения, требующие длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз или резкие наклоны туловища. Исключить игры, где имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове. |
МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА |
||
Пиелонефрит, цистит | Тренировать диафрагмальное дыхание. ОРУ средней интенсивности, обратить внимание на укрепление передней стенки живота | Длительные статические напряжения мышц брюшного пресса, спины, поднятие тяжестей. Прыжки. |
Почечно-каменная болезнь | Бег, подскоки, игры с мячом, езда на велосипеде, дыхательные упражнения | Упражнения на выносливость |
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА |
||
Язвенная болезнь желудка | Циклические, небольшие по интенсивности упражнения (ходьба, лыжи и т.п.), упражнения для мышц передней брюшной стенки, диафрагмальное дыхание | Упражнения для брюшного пресса, со снарядами (гантелями, набивными мячами) |
Гастрит
|
Упражнения циклического характера в медленном темпе, продолжительные по времени, упражнения для мышц брюшного пресса Эмоциональные упражнения, тренирующие нервную систему (игры), упражнения для мышц брюшного пресса |
Упражнения для брюшного пресса, со снарядами (гантелями, набивными мячами) |
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ |
||
Ожирение | Упражнения на выносливость, спортивные игры: баскетбол, футбол; плавание, ускоренная ходьба, бег, бег трусцой, туризм, гребля, катание на велосипеде, лыжах, коньках, подвижные игры, гимнастические упражнения с гантелями, самомассаж, занятия на тренажерах.
Длительность занятий должна составлять не менее 30 минут |
Упражнения на тренажерах (IVстепень ожирения) |
Сахарный диабет | Упражнения для всех групп мышц в медленном и среднем темпе, возможны скоростно-силовые упражнения, показаны спортивные игры, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег, упражнения на тренажерах, велосипед, гребля, упражнения с гантелями, резиновыми амортизаторами, набивными мячами и у гимнастической стенки. | При возникновении чувства голода, слабости, дрожания рук необходимо съесть 1-2 кусочка сахара и прекратить занятия |
ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА |
||
Повреждение связок | Плавание, дозированная ходьба, езда на велосипеде или велотренажере, самомассаж | В период формирования рубца динамические нагрузки противопоказаны |
Повреждение мениска коленного сустава | Упражнения с резиновым бинтом: лежа на спине и животе сгибание и разгибание голеней, а также упражнения для мышц живота и спины, езда на велосипеде, ходьба по лестнице, плавание, гидрокинезотерапия, можно включать медленный бег по мягкому грунту в сочетании с ходьбой. | Приседания с дополнительной нагрузкой, резких движений при сгибании и выпрямлении коленного сустава, ротационные движения голени. Кроме того, нельзя рано начинать тренировки в таких видах спорта, как хоккей с шайбой, футбол, борьба и т.п. |
Вывихи | Необходимо фиксировать сустав эластическим бинтом, выполнять щадящие движения и движения в облегченных условиях, упражнения на расслабление мышц и в воде | Движения силового характера и с большой амплитудой в поврежденном суставе |
Переломы | Пассивно-активные движения, упражнения на напряжение и растягивание мышц, изометрические упражнения, применение осевой нагрузки на конечность, плавание, занятия на тренажерах, бег и гимнастика в воде, езда на велосипеде, игры, ходьба на лыжах | Перенапряжение и утомление мышц, ношение тяжестей, упражнения, вызывающие болевые ощущения |
Сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе является важной составляющей высшего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.