Карточка 1.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Соня Зине принесла малину в корзине.
3.Восстанови текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
Карточка 2.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
3.Восстанови текст.
Ва__ , Ва___ - просто__
Купил ло____ без хвос___.
Сел за___ напе____
И поехал в __________.
Карточка 3.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
3.Восстанови текст.
Я сегод____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
Карточка 4.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.
трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,
дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.
2. Читай слова быстро.
Род – родня – родной.
Двор – дворник – дворовый.
Трава – травка – травушка.
3. Читай считалку ясно, чётко.
Тары – бары
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
4. Читай скороговорку быстро,
не ошибайся.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карточка 5.
1.Читай целыми словами.
2. Читай быстро, доскажи слово.
…И кастрюля на бегу закричала …… :
«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»
А за нею вилки, рюмки да ……. ,
Чашки да …….. скачут по …….. .
3. Читай слова целиком, ускоряя темп.
Карточка 6.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Са – са – са – в лесу бегает _______ ;
Со – со – со – у Вовы ____________ ;
Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;
Су – су – су – было холодно в _____ ;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Купила бабуся бусы Марусе.
3.Восстанови текст.
Надо, надо умы____________
По ут______ и вече________ ,
А нечистым тру____________
Стыд и с________!
С________ и срам!
Карточка 7.
1.Читай целыми словами.
2. Читай скороговорки быстро,
не ошибайся.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках.
Санки – скок – Сеню – с ног,
Саню – в бок, Соню – в лоб.
Все в сугроб – хлоп!
Карточка 8.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
За – за – за – уходи домой коза.
Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.
Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
У зайки Бубы заболели зубы.
2. Составь чистоговорку.
Про козу.
За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы …………………… .
Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .
За-за-за, за-за-за ………………………. .
Карточка 9.
Сын – сон – сор – сом – сам.
Кошка – кашка – каска – киска.
Миска – мишка – мошка.
2. Скажи быстро:
Сух сук нёс барсук.
3.Восстанови текст.
Кот ловил мышей и _________.
Кролик лист капустный ________
Карточка 10.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ло – ло – ло - на улице тепло.
Лу – лу – лу - стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
3.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Лара и Валя играют на рояле.
4.Восстанови текст.
Лодки по морю __________ ,
Люди вёслами ___________ .
Карточка 11.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
2.Произнеси отчетливо,
МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ
СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ
ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА
УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА
2. Читай скороговорку быстро,
не ошибайся.
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.
АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.
ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.
Карточка 12.
1.Кто самый внимательный?
Прочтите слова в паре. Кто прочитал лучше?
2. Прочитай цепочки слов.
Назови, кто это.
Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.
Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.
Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.
3. Читай бегло.
Снег – снеговик – снегопад – снежный.
Зима – зимушка – зимний – зимовщик.
Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок
Море – мореход – морской – моряк.
Карточка 13.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ви-ви-ви – толко много их не рви.
2. Читай считалку медленно,
потом чуть быстрее,
затем – быстро.
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Того поймает,
С нами в салочки играет.
Карточка 14.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ка – ку – ко – нам идти ……. .
Кры – кру – кра – продолжается …… .
2. Читай бегло.
Кадр – класс – класть – каток – клинок.
Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.
Крот – круг – крут – прут.
3. Читай и произноси быстро.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Карточка 15.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ма – ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо.
Мы – мы – мы – прочитали мы.
Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
3.Восстанови текст.
Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.
Р-н-л- в р-чк- м-ч-к.
Д-м- сд-в-л- в б-г-ж:
д-в-н, ч-м-д-н, с-кв--ж,
к-рт-н-, к-рз-н-, к-рт-нк-
М-л-ньк-с-б-ч-нк- …
Карточка 16.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ду – до – да – гудят провода.
Док–док–док – любим мы поесть медок.
Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
3. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.
В декабре, в декабре!
Все деревья в серебре.
Карточка 17.
Читай столбики слов.
Не ошибись!
Раз в г алошу села Лошадь
И сказала: «Я – Г алошадь,
На г итаре, на г армошке
Буду делать иг о – г ошки!»
3. Читай целыми словами.
Какие это слова?
Глаз- глазной - глазник- глазок-глазомер- глазунья.
Говор- говорить- говорун- разговор.
Книга- книжка- книголюб- книгоноша.
Карточка 18.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ча – ча – ча – горит в комнате ________;
чу – чу – чу – молоточком я _________ ;
оч – оч – оч – наступила ________ .
2.Упражнения для интонации:
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Произнести с чувством радости.
Произнести с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды .
3. Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Карточка 19.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ;
Жа – жа – жа – есть иголки у ________;
Жи – жи – жи – здесь живут _________;
Же – же – же – дождь пошел ________ ;
Жо–жо–жо–лужок, творожок,
снежок,_________ .
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
3. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Не живут ужи, где живут ежи.
Карточка 20.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
2. Читай громко, произноси чётко.
3 . Упражнения для интонации:
Саша шапкой шишки сшиб.
Прочитай с чувством радости,
с чувством огорчения,
с удивлением.
Карточка 21.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.
Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.
Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.
2. Говори – не торопись и
смотри – не ошибись.
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
(С.Михалков)
Карточка 22.
1.Читай слова внимательно.
Не ошибайся.
Читай скороговорки целыми словами,
произноси их быстро:
Съел Слава сало,
Да сала было мало.
Стоит воз овса,
Возле воза овца.
Оса на ноги боса и без пояса.
Карточка 23.
1.Читай целыми словами.
2. Что обозначают эти слова?
Поставь их по порядку.
Май, январь, март, июнь, июль, апрель, август,
февраль, сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь.
3. Определи, что общего в предметах?
Молоток и грабли, карась и щука, гусь и ласточка.
Шуба и варежки, миска и кружка, дуб и ель, юла и кубик.
Топор и игла, курица и синица, щавель и ромашка.
Карточка 24.
1.Читай бегло. Отметь слова, называющие ягоды.
Клубника, черника, земляника, лимон,
слива, груша, клюква, малина, брусника, арбуз.
2. Читай считалки быстро, не ошибись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур
трри-трра-тррэ, трро-трру-трри
дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра
Са – са – са – в лесу бегает _______ ;
Со – со – со – у Вовы ____________ ;
Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;
Су – су – су – было холодно в _____ ;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.
Читай без ошибок. Произноси быстро.
Соня Зине принесла малину в корзине.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
Род – родня – родной.
Двор – дворник – дворовый.
Трава – травка – травушка.
Купила бабуся бусы Марусе.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках.
Санки – скок – Сеню – с ног,
Саню – в бок, Соню – в лоб.
Все в сугроб – хлоп!
Восстанови текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
Надо, надо умы____________
По ут______ и вече________ ,
А нечистым тру____________
Стыд и с________!
С________ и срам!
Учись отчётливо произносить звуки.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
май -лай - сарай
стой – бегай – прыгай
зайка – змейка – лайка
урожай – йогурт - тайна
Читай скороговорку быстро, не ошибайся.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей.
Гордей Авдею дал груздей.
Кто самый внимательный? Прочтите слова в паре.
капля – цапля
фокус – фикус
каска – краска
топка – тропка
крыша - крыса
небо – нёбо
щека – щепка
пена – пенал
парик – парник
Прочитай цепочки слов. Назови, кто это.
Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.
Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.
Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.
Читай бегло.
Снег – снеговик – снегопад – снежный.
Зима – зимушка – зимний – зимовщик.
Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок
Море – мореход – морской – моряк.
Учись отчётливо произносить звуки.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ви-ви-ви – толко много их не рви.
Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро.
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Того поймает,
С нами в салочки играет.
Учись отчётливо произносить звуки.
Ка – ку – ко – нам идти ……. .
Кры – кру – кра – продолжается …… .
Читай бегло.
Кадр – класс – класть – каток – клинок.
Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.
Крот – круг – крут – прут.
Читай и произноси быстро.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Школьникам, особенно самым младшим, зачастую трудно высидеть спокойно целых сорок пять минут урока. Если старшеклассники худо-бедно справляются с этим, то малышам приходится совсем тяжко - они устают, внимание ослабевает. Поэтому учителя вынуждены прибегать к различным хитростям во время урока, чтобы ребенок был активным и заинтересованным в течение всего занятия. Одной из таких хитростей являются речевые разминки в начальной школе. Что же это такое и какими они бывают?
Что такое речевая разминка
Другое название этого процесса - речевая зарядка. Словосочетание восходит к английскому warm up (дословный перевод - «разогрев»). Это один из этапов урока в начальной школе (более старшие дети в подобном уже не нуждаются), который проводится в игровой форме. Он направлен на активизацию речевого общения, организацию речевой деятельности и подготавливает детей к последующему изучению основного материала.
В этап речевой разминки входят, как правило, ответы на вопросы и разнообразные игровые задания. С помощью данного процесса создается непринужденная, естественная обстановка, в которой дети могут немного расслабиться.
Зачем нужна речевая разминка
Как уже упоминалось выше, целью проведения данного этапа урока является поддержание интереса младших школьников к ходу занятия. Более старшие ребята способны сами управлять своим вниманием, младшим же (особенно первоклассникам, только пришедшим из детского садика) трудно концентрироваться на материале в течение довольно продолжительного времени (а сорок пять минут для малышей, несомненно, очень продолжительное время). Именно поэтому необходимо не просто объяснять им материал на протяжении всего занятия и не заставлять их записывать, а делать разнообразные «включения».
Довольно популярны еще и так называемые физминутки - все, наверное, помнят «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» - но они нацелены просто на непродолжительный отдых от занятия; речевая разминка же удачно сочетает в себе и игру, и усвоение необходимой информации. Она помогает выработать четкое произношение слов, выразительность, улучшает память и обогащает речь школьников.
Какие виды разминок бывают
В зависимости от того, на каком уроке проводятся разминки, они встречаются разных видов. Разминки-скороговорки хорошо тренируют дикцию на уроках английского языка и чтения. Разминки-стихи направлены на укрепление памяти младших школьников. На русском языке, например, хороши упражнения для развития дыхания и артикуляции речевого аппарата.
Основные правила по проведению речевых разминок для детей
Вне зависимости от того, на каком уроке включать в процесс занятия разминку, нужно помнить о некоторых важных вещах.
- Необходимо помнить о том, что все дети разные и возможности у них тоже разные. Это следует учитывать при подготовке к занятию. Наилучшим вариантом является применение как индивидуального, так и коллективного подходов к школьникам.
- Начинать речевые разминки желательно с первого класса, в тот период, когда малыши изучают гласные звуки. Здесь самое важное - научить их правильно артикулировать.
- С каждым последующим уроком необходимо увеличивать объем материала для речевой разминки.
- Можно применять для работы специальные слоговые таблицы - они помогают детям.
- При включении в занятие скороговорок нужно сначала читать их в медленном темпе, тщательно проговаривая каждое слово. Слишком сложные слова следует произносить по слогам, главное - без остановок и ошибок. Постепенно темп нужно наращивать. Также можно сначала проговаривать их про себя, затем - шепотом и только потом - вслух. В первую очередь нужно заниматься с самыми простыми скороговорками. Впоследствии их можно (и нужно) усложнять.
- Чтобы отработать правильную интонацию, можно предлагать детям задания: прочитать текст с удивлением, огорчением, радостью и так далее.
- Речевая разминка не должна быть долгой (минут пяти-семи более чем достаточно).
Разминка по русскому языку
Почему важно заниматься речевым развитием на русском языке? Или на уроках письма, или грамоты - в разных начальных школах названия разные, но суть от этого не меняется.
Дело в том, что наша речь, наш язык - существенный компонент в формировании нашей личности и характера. Если речь у ребенка развита достаточно хорошо, у него не возникнет проблем в коммуникации как с детьми, так и со взрослыми - он спокойно сформулирует свои мысли, выскажет желания, договорится о чем-либо и так далее. Ребенок, которому вовремя не сумели привить верные навыки владения речью, у которого речь путаная, «жеваная», ничего из вышеперечисленного сделать не в состоянии, что приводит к развитию травм детской психики.
Особенно это болезненно в школе: дети - достаточно жестокие существа, и если сверстники не в состоянии понять ребенка, они начинают дразнить его, доводить до слез, провоцировать. Поэтому так важно, чтобы к поступлению в школу (или хотя бы в первом классе!) малыш научился правильно владеть своим речевым аппаратом.
Для этого на уроках русского языка применяются речевые разминки в виде таких упражнений, как чисто- и скороговорки, фонетические распевки, игры на развитие слуха, голоса и правильного звукопроизношения и так далее.
Примеры разминок на уроках русского языка
В качестве легких скороговорок можно использовать следующие:
- Пять утят, пять котят, у Мити утята, у Вити котята.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Чистоговорки для начального уровня отработки звуков подойдут подобные:
- Ба-ба-ба - так гудит труба.
- Бу-бу-бу - дую я в трубу.
- Ха-ха-ха - на дворе три петуха.
- Шу-шу-шу - красиво я пишу.
- Му-му-му - прибрался я в дому.
Таких чистоговорок можно много найти в детских книжках либо придумать самостоятельно. Главное - отработать слоги и звуки, добиться чистого и правильного их произнесения всеми детьми.
Очень хорошей игрой, направленной на развитие слуха у ребенка, является следующая. Педагог загадывает какой-либо звук, например, «п». Он по очереди спрашивает детей (или кидает им мячик), а те должны придумать слово, где встречается этот звук. Тот, кто повторяет уже сказанное ранее или ничего не может назвать, выбывает из игры (в качестве разнообразия можно отдавать какой-нибудь фант за проигрыш).
Чтобы отработать правильное произношение звуков, также существует много разных игр. Например, такая. Один из ребят (или учитель) - водящий. Он встает в одном конце кабинета, все остальные - в другом. На цыпочках, не издавая ни малейшего шума, дети должны добраться до водящего. Если же кто-то совершил неосторожное движение, раздался звук, то водящий должен громко сказать: «Ш-ш-ш-ш-ш!» - и тот, кто «провинился», замирает. Тот, кто первым сможет дойти до водящего, заменяет его.
Из игр на развитие голоса также богатый выбор. Есть, например, такое упражнение: ребята соревнуются в парах друг против друга. По команде учителя они начинают тянуть гласные - сначала шепотом, а потом все громче. Кто тянет дольше, тот побеждает.
Разминка по чтению
Чтение в каком-то смысле является еще более важным предметом, чем русский язык - не научившись читать, нельзя научиться вообще ничему более. Именно благодаря чтению формируется лексикон человека, расширяется его кругозор. Не зря говорят, что мозг тех людей, которые читают мало или не читают вовсе, практически не развит. Чтение улучшает мозговую деятельность, дает пищу для ума. Поэтому так важно проводить речевую разминку на уроках литературного чтения в начальной школе. Если не заложить любовь к литературе в этом возрасте, на этом уровне жизни - впоследствии привить ее будет невозможно. Для правильного, осознанного чтения очень важна верная интонация, умение различать смысл, выразительность. Все это тренируется и оттачивается с помощью речевой разминки на уроке чтения.
Примеры разминок по чтению
- Задания, направленные на выразительность и артикуляцию (учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное): следы-слезы, луг-лук, лыжи-лежа, капля-цапля, шапка-щепка, встретил-встретился, делал-сделал, траве-траву и так далее.
- Считалки (нацелены на обучение ясной дикции и выразительности).
- Скороговорки (более сложные, нежели вышеприведенные, например, всем известная про Карла и Клару; еще лучше использовать скороговорки в виде четверостиший).
- Задания на восстановление текста, как правило, стихотворного, также являются хорошими примерами речевой разминки по чтению. Здесь задача ребенка - подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой. Например: люди по морю …, люди веслами …
Разминка по английскому
Ученикам младшей школы (конечно, не всем) зачастую тяжело дается изучение чужого языка. Они с трудом запоминают сложные звуки и правила, да и вообще не очень понимают, зачем им учить иностранный язык. Именно поэтому так важно, чтобы на уроке была доброжелательная, непринужденная атмосфера, разбавленная игровыми заданиями: это поможет малышам немного отвлечься, одновременно повторяя лексику, грамматику и учась импровизировать - то есть живому, свободному общению, но на английском. Речевая разминка именно на все вышесказанное и направлена.
Чаще всего учителя-"англичане" проводят подобную разминку в самом начале урока. Это подготавливает малышей к основному процессу занятия, постепенно вводит их в материал. Также целью речевой разминки на уроке английского языка можно считать стремление вызвать у детей интерес к языку и желание говорить на нем.
Педагогу, выбирая вид разминки для того или иного урока, очень важно (как уже говорилось выше) помнить о разных возможностях детей - ведь кто-то знает язык чуть лучше, кто-то - чуть хуже. Необходимо, чтобы в занятии были задействованы все школьники. Кроме того, речевая разминка обязательно тем или иным образом должна быть связана с основным материалом урока.
Примеры разминок по английскому языку
Вариантов речевых разминок существует бесчисленное количество. Можно взять как готовые, так и придумать на их основе свои. Здесь для педагога - бескрайнее поле деятельности, простор для фантазии. Главное - вложить в занятие душу, и тогда использование речевых разминок непременно даст свой положительный результат.
1. Став в устойчивую позу: ноги приблизительно на ширине плеч, руки вольно висят вдоль тела, голова выпрямлена и макушкой как бы тянется к потолку.
2. Закрыв глаза, начинаем последовательно выстраивать своё тело снизу вверх. От голени воображением начинаем строительство ног к коленям.
3. От колена постепенно вверх выстраиваем бёдра и тазобедренный пояс.
5. Дойдя до грудной клетки, остановимся и ощутим, как на стержне позвоночника легко и свободно поворачиваясь в разные стороны, закреплён плечевой пояс.
6. Продолжаем выстраивание шейных позвонков и почувствуем, как на его вырастающей вертикали легко и невесомо всплывает голова.
7. Представим как легко вверх, подобно пушинкам, начиная от кончиков пальцев, взмывают наши руки.
8. Плавно опустив руки и вернувшись в исходное положение, откроем глаза. Упражнение «Солнышко».
1. Расслабив всё тело, в полу приседе занять «позу кучера», «солнце спит».
2. «Солнце», проснувшись, поднимается из-за горизонта и тянется своими лучами (руками и пальцами) вверх и в стороны, стремясь дотянуться до самых отдалённых уголков окружающего пространства и удержать на своих лучах небесный свод (в крайней верхней точке напрягаем «до звона» всё тело).
3. Спускается «ночь» и «солнечные лучи», начинают угасать: вначале расслабляются пальцы рук при общем напряжении остальных частей тела.
4. Потом опадают кисти, локти, руки до плеч, обвисают плечи, сгибается корпус туловища, подкашиваются ноги - мы опять оказываемся в расслабленной «позе кучер», «солнце закатилось» и отдыхает. Но через мгновение оно проснётся и, стремительно устремившись вверх, вновь заполнит собой всё пространство.
Упражнения на постановку носового смешано-диафрагматического дыхания.
Дыхание — энергетическая база речи. Диафрагматическое дыхание позволяет нам заполнять в процессе речи наиболее ёмкие нижние доли лёгких.
Упражнение 1.
1. В резком полуприседе с выпрямленной спиной одновременно перехватываем руками верхнюю часть туловища (как будто обнимая себя), активно вдыхаем через нос, направляя вдох в нижнюю часть лёгких. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Избыток воздуха выходит через полуоткрытый рот.
2. Сделав 8-10 приседаний, совершаем протяжённый выдох через слегка сомкнутые губы, сопровождая его звуком ф-ф-ф-ф.
Упражнение 2.
1. Сидя на стуле, будто бы собираясь подняться с него, устремляем корпус вверх. В последний момент, не дав себе оторваться от сидения и зафиксировав себя в этом положении, активно вздыхаем через нос.
2. Сев на стул делаем долгий выдох со звуком ф-ф-ф-ф.
Упражнения 3-4.
1. Поворачивая голову попеременно к правому и левому плечу, вдыхаем через нос 6-8 раз. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Закончив серию, выдыхаем фиксировано через полусомкнутые губы со звуком ф-ф-ф.
2. Похожее упражнение только с отклонением головы вверх и вниз.
Каждая серия вдохов производится 7-8 раз.
Вибрационный массаж для пробуждения речевых резонаторов.
1. Похлопывая кончиками пальцев по лбу от его середины к вискам, произносим звуки ми-ми-ми;
2. Продолжаем массаж похлопыванием пальцами от переносицы к губам с произнесением звуков ни-ни-ни;
3. Массируем также верхнюю челюсть с произнесением звуков ви-ви-ви;
4. Нижняя челюсть - звуки жи-жи-жи;
5. Похлопываем ладошкой по грудной клетке и произносим звуки ямма- янна- ялла. С акцентом на сонорные звуки.
6. Тоже похлопывая себя по нижней части рёбер;
Упражнение на развитие различных диапазонов звучания.
1. Встать прямо, руки перед грудью. В резком полу наклоне с одновременным отведением согнутых рук в стороны произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).
2. Встать прямо, руки вдоль тела. Наклоняясь вперёд и как будто срывая руками под ногами траву, в нижнем положении произнести тот же звук - Я (повторить 6-8 раз).
3. Встать боком, левая нога чуть впереди, правая в упоре сзади. Руками, взявшись за воображаемый канат, потянуть его на себя, отклоняясь корпусом назад. В крайнем отклонённом положении тела произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).
ДИКЦИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Губы вытянуть трубочкой затем растянуть в улыбку. Тщательно, не спеша, следить, чтобы губы растягиваясь скрывали за собой зубы. Повторить 6-8 раз.
2. Губы вытянуть вперёд трубочкой, потом, не меняя положения губ поднять их к носу вверх и опустить к подбородку вниз. Повторить 6-8 раз.
3. Губы вперёд трубочкой, потом потянуть их не меняя положения вправо и влево. Повторить 6-8 раз.
4. Губы вперёд трубочкой, потом вверх, влево, вниз. Повторить 6-8 раз.
5. Языком покалываем изнутри щёки, поочерёдно правую и левую.
6. Манипуляции с языком: свернуть его трубочкой; распрямить лопаточкой; змеиным жалом высовывать его в разные стороны и прятать во рту.
УПРАЖНЕННИЯ НА ЧЁТКОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
С таблицей гласных И-Э-А-О-У-Ы
1. Пи- ПЭ-ПА-По-Пу-Пы;
2. Би-Бэ-Ба-Бо-Бу-Бы;
3. Ки-Кэ-Ка-Ко-Ку-Кы;
4. Ги-Гэ-Га-Го-Гу-Гы;
5. Ки-ги, Кэ-гэ, Ка-га, Ко-го, Ку-гу, Кы-гы;
6. Ви-фи, Вэ-Фэ, Ва-фа, Во-фо, Ву-фу; Вы-фы;
7. Ор рё, Ур-рю, Ор-ря;
СКОРОГОВОРКИ
Из под Костромы, из под Костромщины везёт Сенька, Саньку с Сонькой на санках. Везёт да так скороговорками и сыплет. Мол тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева. Мол у осы усов ищи не ищи не сыщешь. Мол каков Савва такова и слава. Мол сшит колпак, да не по колоколовски, вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать перевыколовать. Надо все скороговорки перескороговорить перевыскоговорить. И тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, что станет всем понятно.
Краткая разминка речевого аппарата
Современные системы обучения основываются на общении, то есть носят коммуникативный характер. Перед учителем стоит важная задача - научить детей правильно пользоваться родным языком, привить стремление регулярно совершенствовать его и обогащать, грамотно и полно выражать свои мысли, подготовить к эффективной речевой коммуникации и обмену информацией. Для этих целей как нельзя лучше подходит речевая разминка, которая помогает развивать навыки произношения, выразительного чтения, а также готовит к творческой деятельности. Подобные занятия получили массу положительных отзывов, как среди профессиональных педагогов, так и среди родителей школьников.
Цели и задачи
Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких динамических упражнений. Это важный аспект обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста, ещё не достигших высокого уровня устной коммуникации и навыков беглого чтения. Также речевая проводится в начале урока чтения для улучшения артикуляции звуков и тренировки четкой речи. Регулярное проведение таких упражнений способствует быстрому устранению дефектов произношения звуков, вызывающих у детей затруднения, что подтверждают и отзывы врачей-логопедов. Понятие речевой разминки может варьироваться в зависимости от того, какой целью руководствуется учитель при выполнении того или иного комплекса упражнений. Целесообразно разграничивать речевые разминки для развития навыков артикуляции, а также для совершенствования коммуникативных навыков.
При подготовке разминки следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, основываясь на оценке психологической и педагогической обстановки в классе.
- Упражнения должны способствовать развитию кругозора детей и пополнять их активный словарь.
- Следует выполнять упражнения регулярно, по несколько минут в начале занятия.
- Постепенно двигаться от простого к сложному.
- Давать детям возможность творчески выражаться, проявлять любопытство.
Речевое дыхание
Важным подготовительным этапом для выполнения речевой разминки является развитие навыка правильно вдыхать и выдыхать, задерживать дыхание. Известный педагог, методист по русскому языку М. Р. Львов, ставил технику дыхания на первое место. Техника выполнения дыхательных упражнений:
- дышать носом;
- не поднимать плечи;
- вдыхать коротко, выдыхать плавно;
- не надувать щеки;
- делать перерывы между упражнениями, чтобы избежать головокружения.
Дыхательные упражнения выполняются без голоса или с голосом. Упражнения без голоса можно выполнять в игровой форме с использованием подручных материалов. Например, в упражнении «Футбол» ученики должны задуть шарик из бумаги в ворота, в упражнении «Бабочка» - заставить подвешенную на нитке бумажную бабочку порхать. Иногда достаточно будет просто подключить фантазию - осторожно подуть на воображаемый одуванчик или задуть свечи на невидимом именинном пироге, не раздувая щеки.
Речевая разминка для развития навыков артикуляции
Разминка речевая такого типа традиционно проводится в несколько этапов:
- Упражнения на развитие или артикуляционная гимнастика. Направлены на тренировку артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба).
- Упражнения на отработку дикции позволяют привить ученикам навык чёткого произношения слов, учат аккуратности в построении высказывания и самоконтролю.
- Упражнения на интонацию позволяют ученикам приобрести навык выражения мыслей с различной эмоциональной окраской, а также распознавания эмоций других людей по голосу.
Образец речевой разминки для развития навыков артикуляции
Артикуляционная гимнастика - упражнения «Лягушка», «Слон», «Часики». Во время этих упражнений дети в игровой форме тренируют губы и язык. Разминка речевая на артикуляцию выполняется под счёт, ритм может также задавать простой тематический стишок.
Упражнения на отработку дикции. Ученики четко проговаривают ряд гласных букв (и-э-а-о-у-ы) , а затем слогов (ар-ор-ур-ыр, ря-ро-ре-ря ). Чистоговорки. Также довольно распространенная и эффективная речевая разминка. Чтение чистоговорок направлено на многократное повторение предложения, состоящего из слов со сложной артикуляцией (У четырёх черепах по четыре черепашонка ).
Упражнения на интонацию. « В зимний холод всякий молод» . Нужно прочитать поговорку с разной интонацией - сначала с чувством радости, потом грусти и удивления.
Речевая разминка для развития коммуникационных навыков
Вопрос-ответ. Заставляет широко мыслить, проявлять любопытство, дает инструмент поиска нужной информации. Ученики начальной школы испытывают трудности, когда приходится проявлять инициативу в разговоре и задавать различные вопросы. Поэтому на начальных этапах рекомендуется давать не слишком обобщенные, конкретные задания.
Диалог-игра. Помогает ученикам оказаться в новой коммуникативной ситуации, заставляет работать воображение и смекалку, способствует их эмоциональному раскрытию.
Описание ситуации. Учит правильно строить монолог, относительно долго и связно рассказывать о чем-то. Для развития кругозора может выполняться с использованием репродукций известных произведений русских художников.
Образец речевой разминки для развития воображения
Ответ-вопрос. Это разновидность вопросно-ответной речевой разминки, только выполняется она наоборот. Можно придумать забавное название, которое полюбится детям, например, игра «Наизнанку» или «Шиворот-навыворот». В начале упражнения учитель читает короткий рассказ или показывает картинку, по которой дети сами составляют историю. Затем каждый ученик получает карточку с ответом («Четыре», «В лесу»), вопросы к которым он должен придумать самостоятельно. («Сколько лап у лисы?», «Где она живет?).
Диалог-игра. После того как дети потренировались задавать вопросы, они могут начать задавать их друг другу. Один ученик («гость» ) получает карточку, на которой написана его роль, но другим не показывает. Задача остальных - отгадать, кто перед ними, задавая различные вопросы. Тематика может варьироваться: профессии, волшебные существа, фрукты и овощи.
Полезные упражнения при обучении иностранному языку
Речевая разминка (англ. warming-up) особенно важна на занятиях по иностранному языку. Речевая разминка на уроках английского языка позволяет учителю сделать начало урока ярким и привлечь внимание учеников, помогает детям настроиться на занятие и переключиться с родного языка на иностранный. С одной стороны такие упражнения на английском языке могут быть направлены на повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем занятии. С другой стороны, разминка речевая может служить вводной частью для новой темы. Выделяют несколько типов таких упражнений:
- Фонетическая разминка речевая. Английский язык представляет сложность для учеников, когда дело доходит до произношения межзубных звуков «с» и «з», которые отсутствуют в родном языке. Фонетическая разминка помогает подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К такому типу относятся скороговорки, стишки, фонетические «лесенки» (we - win - wind - winter - window ).
- Лексическая. В качестве лексической речевой разминки можно использовать игру «снежный ком», когда каждый ученик добавляет по одному слову к изначальному предложению. Учитель предлагает модель предложения и показывает пример: « A lady went to the market and bought … a pumpkin ”. Ученики продолжают добавлять по одному слову к предложению, повторяя при этом все предыдущие варианты. Задание способствует многократному повторению. Запоминание порядка слов в предложении, прошедшей формы неправильных глаголов (went , bought ), отрабатывается лексика на определенную тему.
- Грамматическая. Помогает закрепить определенную грамматическую тему. Работа может строиться в вопросно-ответной форме. Например, ученики встают в круг, бросают друг другу мяч и поочередно задают вопрос «Have you ever...?»;
- Диалоговая речевая разминка на английском языке помогает выработать навык формирования разных типов вопросов, а также краткого и лаконичного ответа. Учитель предлагает ученикам карточки с описанием ситуации и распределением ролей. Например, знакомство, диалог в библиотеке, диалог в поликлинике и т. д.
На протяжении жизни речь человека совершенствуется и обогащается. Наиболее важным периодом в её становлении и развитии является детство. В это время происходит активное освоение языковых средств, пополняется и активизируется словарный запас, зарождаются навыки чтения и письма. Речевые разминки в начальной школе помогают детям перейти на новый уровень речевой деятельности, улучшить произношение, научиться общаться, а также преодолеть эмоциональный барьер и поверить в свои возможности.