Выходные данные сборника:
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Вильданова Алия Рустамовна
зав. педагогической практикой ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж», г. Лениногорск
В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования .
В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» . Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.
Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.
Основная цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов .
Длительный и непрерывной характер практики в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков у будущих педагогов. Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики.
Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика.
Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.
Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.
В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения - практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.
Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протяжении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.
Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятельностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.
Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагогической практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала.
В нашем колледже стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. Конференция является не только формой подведения итогов работы по тому или иному виду практики, но и способствует профессиональному росту путем обобщения своего опыта и опыта других практикантов. В ходе конференции студенты приобретают навык публичного выступления, учатся интегрировать теоретический и практический материал. Сообщения студентов сочетаются с рекомендациями педагогов по тому или иному вопросу. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.
Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.
Список литературы:
- Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики кино и телевидения
Н.И. Гаврильчак
А.Б. Смирнов
С.Н. Сапелко
Е.В. Смолокуров
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
студентами факультета управления специальности 080502.65
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания специалиста по циклу «Практики» (П.02.2) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Преддипломная практика направлена на получение студентами практических знаний и навыков профессиональной деятельности по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Преддипломная практика способствует закреплению и систематизации теоретических знаний, приобретению профессиональных умений, опыта, а также подготавливает студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО.
Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» подготовлено в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) для всех форм обучения.
1 Общие положения ………………………………………………………..….…3
1.1 Роль и значение преддипломной практики в подготовке
экономистов-менеджеров ….………………………………………………..…...3
1.2 Цели и задачи преддипломной практики ………………….………..……....6
1.3 Сроки проведения преддипломной практики ……………………..…….….8
1.5 Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны
быть приобретены или закреплены ………………………………………....…9
1.6 Рекомендации по формированию универсальных и профессиональных компетенций у студентов в период прохождения преддипломной практики ……………………….............................................................................................10
2. Программа преддипломной практики……………………..………….…..…11
3. Организация прохождения преддипломной практики……………….……14
4 Требования к отчету студента о преддипломной практике ……..................16
5.Обязанности студента–практиканта……………………..…………………..23
6.Подведение итогов преддипломной практики ……………………………...23
Приложения ……………………………………………………………………..31
Общие положения
Роль и значение преддипломной практики в подготовке экономистов-менеджеров
Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления и проводится на предприятиях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики и имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.
Преддипломная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов, приобретения профессиональных навыков работы по специальности, подготовки дипломной работы. Требования к организации практики и ее содержание определяются ГОС ВПО.
Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми между университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий и организаций. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, преддипломную практику, как правило, проходят в этих организациях.
Руководство преддипломной практикой студентов со стороны Университета осуществляется кафедрой «Экономика кино и телевидения», непосредственно – лицом, ответственным за практики.
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
В установленном порядке ежегодно формирует базы практики на предстоящий учебный год в соответствии с графиком учебного процесса;
Организует выпуск приказа по университету по проведению практики;
Обеспечивает руководителей практики и студентов-практикантов программами практики;
Осуществляет контроль за проведением практики студентов;
Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (проведение инструктажей о порядке прохождения практики и по технике безопасности, подготовку сопроводительных писем и другой необходимой документации);
Обеспечивает компетентностный подход руководителей к проведению практики;
Обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;
Совместно с руководством кафедры формирует комиссию по приему защиты отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее заседаний и принимает участие в ее работе;
Организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.
Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры руководитель практики, который:
Участвует в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре «Экономика кино и телевидения»;
Совместно с руководителями практики от организации составляет рабочую программу проведения практики;
Разрабатывает тематику заданий и календарные планы практики;
Принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
Совместно с руководителями практики от организации осуществляет контроль за соблюдением студентами правил техники безопасности;
Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе, способствует формированию компетенций студентам в ходе практики;
Оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Преддипломная практика студента должна проходить в одном изподразделений предприятия, организации СКС, являющегося местом практики, выполняющего экономические, организационные или управленческие функции. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.
На время практики студент может быть принят на вакантную должность с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового Кодекса Российской федерации), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации).
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
Для руководства преддипломной практикой от предприятия назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию (главный, ведущий специалист, специалист I категории).
Руководитель практики от предприятия:
Организует практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики:
Создает необходимые условия для получения студентами в период практики всей информации;
Совместно со студентом и руководителем от кафедры разрабатывает календарный план прохождения практики и осуществляет контроль его выполнения;
Оказывает студенту необходимую помощь в выборе темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия, в составлении плана работы по теме;
Оказывает помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения дипломной работы;
Обеспечивает студенту возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной экономической информации (ПК, вычислительная техника и т.п.);
Контролирует дисциплину студентов в период практики;
По окончании практики дает характеристику студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики;
Предоставляет студенту возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов исследования по теме дипломной работы;
Готовит при необходимости отзыв на дипломную работу студента с оценкой уровня и качества ее выполнения и возможностей использования предложений, рекомендаций и выводов студента по исследованной проблеме в работе предприятия.
ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет
Факультет национальной и мировой экономики
Кафедра антикризисного и корпоративного управления
методические указания
по прохождению учебной (ознакомительной) практики
Ростов-на-Дону
1. Цели и значение учебной (ознакомительной) практики
Прохождение учебной (ознакомительной) практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов любых форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080503 «Антикризисное управление».
Ознакомительная практика проводится для студентов очной формы обучения на третьем курсе в шестом семестре в течение двух учебных недель, для студентов заочной формы обучения – на четвертом курсе в течение четырех учебных недель, для студентов сокращенной формы обучения – на втором курсе в течение четырех учебных недель.
Цели учебной практики:
закрепление и углубление знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий;
знакомство с работой предприятия в современных условиях, в том числе его основных подразделений, а также с системой управления им;
сбор и анализ информации о деятельности предприятия.
Значение прохождения учебной практики состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.
Во время прохождения учебной практики студент должен выполнить все пункты, намеченные в плане ее прохождения, который содержится в дневнике.
2. Порядок прохождения учебной практики
Ознакомительную практику студенты проходят на базе предприятий различных отраслей в форме экскурсий, проведения бесед и консультаций со специалистами и руководителями производственных подразделений, отделов и служб предприятия и руководителем практики от университета, а также сбора информации, характеризующей деятельность предприятия.
На знакомство с предприятием отводится примерно 2/3 времени, отведенного на ознакомительную практику. Оставшееся время отводится для анализа полученной информации и написания дневника и отчета по практике.
Предприятия, являющиеся базами ознакомительной практики, создают необходимые условия для её успешного прохождения и получения студентами всей необходимой для написания отчета по практики информации. Учебно-методическое руководство учебной практикой студентов осуществляется:
от кафедры – преподавателем кафедры (руководителем учебной практики), утвержденным заведующим кафедры;
от предприятия – опытными, высококвалифицированными специалистами в области экономики и управления производством, имеющими высшее образование и назначаемыми приказом руководителей предприятий.
Во время прохождения ознакомительной практики студент обязан:
изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
регулярно заполнять дневник практики;
выполнять задания, предусмотренные данными методическими указаниями и даваемые руководителем практики от университета и предприятия;
постоянно поддерживать связь с руководителем практики от кафедры и посещать его консультации.
Студент, не выполнивший заданий по ознакомительной практике или получивший отрицательный отзыв по своей работе и поведении на предприятии, подлежит дисциплинарному наказанию, вплоть до отчисления из университета.
Руководитель практики от кафедры обязан:
регулярно проверять соответствие работы студентов программе и календарному плану прохождения практики;
консультировать студентов;
оценить итоги прохождения практики по четырёхбалльной системе.
Руководитель практики от предприятия осуществляет общее руководство работой студентов, то есть:
следит за выполнением студентом программы и календарного плана прохождения практики;
консультирует студента по выполнению программы практики;
оценивает работу студента по четырёхбалльной системе, что учитывается при защите отчета по практике;
дает собственную характеристику студенту.
Отчет по ознакомительной практике студенты сдают руководителю от университета в конце практики и защищают в назначенный срок. Руководитель практики проставляет полученные оценки в ведомости и зачетных книжках.
3. Программа ознакомительной практики
В период прохождения ознакомительной практики студент изучает:
цели и основные виды деятельности предприятия;
различные функциональные направления деятельности предприятия (служб, отделов и других подразделений), систему управления этими направлениями (технология производства продукции, сбыт, маркетинг, материально-техническое обеспечение, финансирование, инвестиционная деятельность, управление персоналом, управление качеством продукции и др.);
выполняемые функции управления предприятием (прогнозирование, планирование, анализ, учёт, контроль, стимулирование, оценка деятельности основных подразделений и персонала предприятия);
изучает деятельность отделов и служб предприятия, нацеленных на различные аспекты экономической деятельности (плановая работа, организация труда и зарплаты, финансовая, маркетинговая, учетно-аналитическая и др.);
собирает и анализирует информацию, необходимую для выполнения целей практики;
Конкретную программу и календарный план прохождения ознакомительной практики на соответствующем предприятии разрабатывает руководитель от кафедры по согласованию с руководителями практики от предприятий.
Таблица 1
Тема учебной практики |
Количество календарных дней |
|
Ознакомление с предприятием (миссия, цели, основные виды деятельности, положение предприятия на рынке, масштабы деятельности и т.п.) |
||
Изучение организационно-правовой формы предприятия, организационной структуры управления, производственной структуры |
||
Ознакомление с системой управления предприятием (структура аппарата управления, принципы построения, функции) |
||
Изучение технологического процесса производства продукции |
||
Анализ внешней по отношению к предприятию среды |
||
Ознакомление с кадровой политикой предприятия |
||
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ, Структура отчёта и дневника по ознакомительной практикЕ
Отчёт по учебной практике выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм ± 10 мм). Общий объем отчета не должен превышать 15-20 страниц машинописного текста. Печать производится через 1,5 интервала, размер шрифта 14 (Times New Roman), с выравниванием по ширине. Левое поле листа – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст должен оформляться абзацами с отступом 1,25-1,5 мм. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию. Номер проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. Титульный лист включатся в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Формулы, таблицы, рисунки имеют самостоятельную, независимую друг от друга, сквозную в пределах одного раздела нумерацию, например: вторая формула первого раздела – (1.2); четвертая таблица первого раздела – Таблица 1.4; четвертый рисунок второго раздела – Рис. 2.4.
Отчет по ознакомительной практике имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (образец – см. в Приложении 1).
3. Характеристика предприятия (миссия, цели, виды деятельности; основные сведения о предприятии; положение предприятия на рынке; система управления предприятием; основные направления развития и масштабы деятельности предприятия; организационно-правовая форма, производственная и организационная структуры; форма собственности).
4. Описание производственного процесса (наименование технологического оборудования и совершаемые им операции, его расстановка, характеристика основных и вспомогательных рабочих и пр.).
5. Характеристика системы управления предприятием и её подсистем (принципы построения; аппарат управления и его функции; используемые системы автоматизации управления; состав, функции и задачи, выполняемые экономическими службами предприятия).
6. Анализ окружающей (внешней) среды по отношению к предприятию (характеристика поставщиков, заказчиков, основных конкурентов; наличие и высота барьеров входа на отраслевой рынок; SWOT-анализ; позиционный анализ; конкурентный анализ – построение конкурентных профилей, исследование конкуренции по модели М. Портера), выявление рыночных возможностей и перспектив развития предприятия.
7. Характеристика системы управления персоналом (содержание кадровой политики; кадровое планирование; методы найма и отбора персонала; система мотивации персонала; оценка и система развития персонала).
8. Выводы, содержащие основные итоги выполненной студентом работы, а также предложения по повышению эффективности деятельности предприятия.
9. Список использованных информационных источников (используются учебные, научные, периодические источники, а также Интернет-ресурсы).
10. Приложения (документация, регламентирующая деятельность предприятия; формы отчетности, положения, инструкции и пр.).
Дневник прохождения учебной практики заполняется следующим образом.
На первой странице указываются фамилия, имя, отчество студента; специальность, по которой он обучается, место прохождения и период практики; фамилия, имя, отчество руководителей практик от кафедры и предприятия.
Второй раздел дневника содержит план прохождения учебной практики с кратким указанием наименования проводимых работ и даты их выполнения.
В третьем разделе студент описывает вопросы программы (плана) практики с указанием даты и места выполнения работ.
Четвертый раздел дневника заполняется руководителем ознакомительной практики от предприятия. Он должен сделать замечания студенту и дать необходимые рекомендации по их устранению.
В пятом разделе студент приводит список информационных источников (различного рода документации, характеризующей деятельность предприятия), на основании которой выполнении отчет по учебной практике. Причем эта документация должна быть представлена в приложениях к отчету.
Шестой раздел дневника по учебной практики заполняется руководителем от предприятия, который дает краткую характеристику студенту и оценивает его работу за весь период прохождения практики по четырёхбалльной системе.
В седьмом разделе руководитель практики от кафедры дает краткую рецензию с указанием недостатков и достоинств представленного к защите отчета, а также ставит оценку по четырёхбалльной, которая переносится в зачетную книжку и в ведомость по учебной практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральное агентство по образованию
Гоу впо Ростовский государственный экономический университет
факультет национальной и мировой экономики
кафедра антикризисного и корпоративного управления
по учебной (ознакомительной) практике
на_______________________________________________________
(указывается полное наименование предприятия, по материалам которого выполнен отчёт)
студента (ки)______________________________________________
(фамилия, имя, отчество, специальность, курс, группа)
Руководитель практики от кафедры Антикризисного и корпоративного управления __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, учёное звание, степень)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Рубцовский индустриальный институт
(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Т.А. Убогова, А.В. Шашок
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
Рубцовск 2014
УДК 621.311.1 (075.5)
Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.
Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ
Протокол № 7 от 5 09.2014 г.
Резензент:
профессор кафедры НТС
к.т.н., профессор
А.Н. Площаднов
1 Общие положения. 4
1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4
1.2 Цели и задачи производственной практики. 4
1.3 Сроки проведения производственной практики. 5
1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6
2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9
3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10
4. Требования к отчету студента о практике. 11
5. Обязанности студента-практиканта. 12
Форма листа задания. 13
Календарный план практики. 14
Форма титульного листа отчета о практике. 15
Общие положения
Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.
Козлова Елена Ивановна
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум
энергетики и электронной техники
имени А.И. Полежаева»,
преподаватель специальных дисциплин
РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.
Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.
Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» является учебная практика, которая проходит на базе техникума. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.
Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются на предприятия и в организации на основании заключенных с ними договоров или ходатайств, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.
Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности студентов, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» было проведено анкетирование студентов 4 курса отделения «Вычислительная техника» и представителей предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику в течение 2014-2015 учебного года.
Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.
Таблица 1 – Сравнительный анализ результатов успеваемости обучающихся
Специальность
Профессиональный модуль
Результаты зачетно-экзаменаци-онной сессии
Результаты практик
Абсолютная успеваемость
Качественная успеваемость
Абсолютная успеваемость
Качественная успеваемость
230113 Компьютерные системы и комплексы
ПМ.01 Проектирование цифровых устройств
ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов
230115 Программиро-вание в компьютерных системах
ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных
ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
ПМ.04 Выполнение работ по профессии
Таким образом, средняя абсолютная успеваемость по результатам зачетно-экзаменационных сессий составила 95,37%, а качественная – 52,03%, в то же время по результатам практик данные показатели составляют соотвественно 98,25% и 70,43%.
Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.
Анализ информации, полученной по результатам анкетирования также показал, что большинство руководителей практик были удовлетворены работой студентов-практикантов, при этом средний балл оценки работы студентов на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла.
Кроме того, руководителями было отмечено, что в ходе производственной практики студенты нередко выступали носителями новых идей, теорий и технологий, а также старались конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:
обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;
развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;
воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;
диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.
Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.
Список использованных источников
Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».
Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».
Преддипломная практика: методические указания для студентов/ Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева. Сост.: Е.И. Козлова. – Саранск, 2015. – 32с.